Новости отрасли
ОАО «ФСК ЕЭС» начинает подготовку к осенне-зимнему периоду 2010-2011 годов. Соответствующий приказ подписал Председатель Правления компании Олег Бударгин. Документ регламентирует подготовительные работы к прохождению ОЗП, а также устанавливает конкретные сроки по выполнению мероприятий, призванных обеспечить надежную работу электросетевых предприятий и энергообъектов.
ОАО «ФСК ЕЭС» начинает подготовку к осенне-зимнему периоду 2010-2011 годов. Соответствующий приказ подписал Председатель Правления компании Олег Бударгин. Документ регламентирует подготовительные работы к прохождению ОЗП, а также устанавливает конкретные сроки по выполнению мероприятий, призванных обеспечить надежную работу электросетевых предприятий и энергообъектов.
В рамках подготовки к ОЗП в 2010 году ОАО «ФСК ЕЭС» направит на выполнение ремонтных и целевых программ 14,9 млрд. рублей. В том числе на ремонтное обслуживание будет затрачено 5,9 млрд. рублей, на техническое обслуживание объектов – 5,1 млрд. рублей, на реализацию целевых программ – 3,9 млрд. рублей.
Ремонтная кампания включает в себя расчистку трасс линий электропередачи замену опор, ремонт и замену подстанционного оборудования. Целевые программы ежегодно принимаются Федеральной сетевой компанией на основе диагностических данных, предоставленных Магистральными электрическими сетями. В них, как правило, включаются объекты, нуждающиеся в скорейшей модернизации и техническом переоснащении.
В дополнение к мероприятиям, включенным в данные программы, филиалы компании до начала ОЗП проведут внеочередные осмотры линий электропередачи, подвергшихся повышенным токовым, а также гололедным нагрузкам, анализ состояния схем электроснабжения собственных нужд подстанций и диспетчерских пунктов, проверку работоспособности систем резервного и аварийного питания, анализ достаточности средств телемеханики, связи и устройств для определения мест повреждений на ВЛ. Также будет проведен тщательный анализ работы линий электропередачи, подстанционного оборудования в ОЗП 2009-2010 гг., и разработаны меры по предотвращению отказов в работе оборудования.
В рамках подготовки персонала к прохождению осенне-зимнего периода всеми филиалами компании будут проведены противоаварийные тренировки, а также совместные учения с подразделениями МЧС, администраций городов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Выполнение комплекса мероприятий по подготовке к прохождению осенне-зимнего периода 2010-2011 гг. должно быть завершено к 15 ноября 2010 года.
Председателем Совета директоров ОАО «ОГК-1» избран и. о. Председателя Правления ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» Борис Ковальчук.
Такое решение на заочном заседании 1 февраля принял Совет директоров ОГК-1, численный и персональный состав которого не изменился.
Председателем Совета директоров ОАО «ОГК-1» избран и. о. Председателя Правления ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» Борис Ковальчук.
Такое решение на заочном заседании 1 февраля принял Совет директоров ОГК-1, численный и персональный состав которого не изменился.
Кроме того, на заседании был утвержден новый состав Правления ОГК-1. В него избран советник и.о. Председателя Правления ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» Ильнар Мирсияпов; а также досрочно прекращены полномочия членов Правления Евгения Дода, Михаила Мантрова и Джорджа Рижинашвили, которые в настоящее время входят в Правление ОАО «РусГидро».
Численность Правления ОГК-1 сократилась с 9 до 7 человек. В него, помимо Ильнара Мирсияпова, также входят заместитель Председателя Правления ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» - руководитель Блока трейдинга Вячеслав Артамонов, члены Правления ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» - руководитель Блока закупок Александр Никитин, руководитель Блока экономики и инвестиционных программ Сергей Румянцев, руководитель Блока производственной деятельности Сергей Толстогузов и руководитель Географического дивизиона «Центральная Азия – Дальний Восток» Юрий Шаров, а также руководитель Блока финансовой деятельности – Финансовый директор ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» Дмитрий Палунин.
Краткая биографическая справка Ильнара Мирсияпова:
До перехода в ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» являлся заместителем директора Департамента правовой и корпоративной работы Госкорпорации «Росатом».
Кандидат экономических наук. Кандидат социологических наук. Окончил Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России по направлению «международный бизнес и деловое администрирование» по специальности «менеджмент», Альметьевский государственный нефтяной институт по специальности «разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
В 2009 году электростанции КЭС-Холдинга выработали 63,3 млрд. кВтч электроэнергии и 118,6 млн. Гкал тепла. По сравнению с 2008 годом выработка электричества снизилась на 7,77%, выработка тепла сократилась незначительно - на 1,46%.
В 2009 году электростанции КЭС-Холдинга выработали 63,3 млрд. кВтч электроэнергии и 118,6 млн. Гкал тепла. По сравнению с 2008 годом выработка электричества снизилась на 7,77%, выработка тепла сократилась незначительно - на 1,46%.
Как отмечают эксперты дивизиона КЭС-Холдинга «Трейдинг», снижение выработки электроэнергии в 2009 году по сравнению с предыдущим годом обусловлено, прежде всего, падением спроса - в среднем на 6-8%. В этих условиях существенно снизилась конденсационная загрузка ТЭЦ, которые являются замыкающими в торгах на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Из-за теплой зимы 2008-2009 наблюдалась повышенная водность рек европейской части России и Урала, поэтому зимой-весной 2009 года повысилась выработка ГЭС. С середины октября и до конца года резко увеличили нагрузку АЭС, достигнув рекордного максимума 25 декабря - 22,75 ГВт.
Сравнительно большое снижение выработки электроэнергии по ТГК-6 и «ВоТГК» (8,6% и 8,9%) объясняется наличием в регионах их работы существенной доли генерации ГЭС и АЭС, которые в отдельные месяцы 2009 года были загружены больше, чем в 2008.
Общее снижение отпуска тепловой энергии связано со значительным падением потребления пара крупными промышленными потребителями. Однако данная тенденция была частично компенсирована увеличением выработки в декабре 2009 года, который отличался аномально низкими температурами. Рост выработки тепла на 1,4% показала только ТГК-5, поскольку среди тепловых потребителей компании высока доля населения (60-70%).
18 Января 2001 г. Вячеслав Синюгин завершает свою работу в Министерстве энергетики в связи с переходом на другую работу.
18 Января 2001 г. Вячеслав Синюгин завершает свою работу в Министерстве энергетики в связи с переходом на другую работу.
Вячеслав Синюгин, с июня 2008 года занимающий пост заместителя Министра энергетики Российской Федерации, попросил о своем уходе на другую работу.
Это решение уже согласовано с руководством ведомства.
Вячеслав Синюгин возглавлял направление электроэнергетики в сложный период реструктуризации отрасли и формирования нового Министерства. При его непосредственном участии была организована система управления отраслью на этапе после прекращения деятельности «РАО ЕЭС России», качественно подготовлено прохождение двух ОЗП, разработаны предложения по системной корректировке договоров о предоставлении мощности инвестиционных компаний.
По оперативным данным ОАО «СО ЕЭС», потребление электроэнергии в Единой энергосистеме России в 2009 году составило 942,8 млрд. кВт•ч, что на 4,7 % меньше объема потребления в 2008 году. Выработка электроэнергии в ЕЭС России в 2009 году составила 957,02 млрд. кВт•ч, что на 4,9 % меньше, чем в 2008 году.
По оперативным данным ОАО «СО ЕЭС», потребление электроэнергии в Единой энергосистеме России в 2009 году составило 942,8 млрд. кВт•ч, что на 4,7 % меньше объема потребления в 2008 году. Выработка электроэнергии в ЕЭС России в 2009 году составила 957,02 млрд. кВт•ч, что на 4,9 % меньше, чем в 2008 году.
Производство электроэнергии в России в 2009 году в целом составило 978,6 млрд. кВт•ч, что на 4,8 % меньше, чем в 2008 году. Электростанции ЕЭС России выработали 957,02 млрд. кВт•ч (на 4,9 % меньше, чем в 2008 году), в изолированных энергосистемах произведено в общей сложности 21,6 млрд. кВт•ч (рост выработки составил 1,8 %).
Основную нагрузку по обеспечению спроса на электроэнергию в ЕЭС России в 2009 году несли тепловые электростанции (ТЭС), выработка которых составила 579,2 млрд. кВт•ч, что на 9,3 % меньше, чем в 2008 году. Выработка ГЭС за 2009 год увеличилась на 6,6 % по сравнению с 2008 годом и составила 165,9 млрд. кВт•ч. АЭС в 2009 году произведено 163,1 млрд. кВт•ч, что на 0,6 % больше объема электроэнергии, выработанной в 2008 году. Электростанции, являющиеся частью технологических комплексов промышленных предприятий и предназначенные в основном для снабжения их электроэнергией (электростанции промышленных предприятий), за 2009 год выработали 48,9 млрд. кВт•ч (на 2,7 % меньше, чем в 2008 году).
Потребление электроэнергии в 2009 году в целом по России составило 964,4 млрд. кВт•ч, что на 4,6 % меньше объема потребленной электроэнергии в 2008 году. В ЕЭС России потреблено 942,8 млрд. кВт•ч (на 4,7 % меньше), в изолированных энергосистемах – 21,6 млрд. кВт•ч (на 1,8 % больше, чем в 2008 году).
Несмотря на суммарный спад энергопотребления, в ряде региональных энергосистем потребление электроэнергии в 2009 году увеличилось по сравнению с 2008 годом: в энергосистеме Республики Ингушетия – на 7,3 %, в энергосистеме Амурской области – на 4,8 %, в энергосистеме Республики Чечня – на 4,2 %, в энергосистеме Забайкальского края – на 2,7 %, в энергосистеме Республики Дагестан – на 2,2 %, в энергосистеме Карачаево-Черкесской Республики – на 1,3 %, в энергосистеме Республики Тыва – на 0,8 %, в энергосистеме Краснодарского края – на 0,6 %, в энергосистеме Калужской области – на 0,4 %, в энергосистеме Республики Кабардино-Балкария – на 0,1 %. В изолированных энергосистемах потребление возросло: в Норильско-Таймырской – на 7,7 %, «Сахаэнерго» − на 3,7 %, Чукотской – на 1,6 %, Камчатской – на 1,0 %.
В декабре 2009 года производство электроэнергии в России в целом составило 100,0 млрд. кВт•ч, что на 4,3 % больше, чем в декабре 2008 года. Электростанции ЕЭС России в декабре 2009 года выработали 97,8 млрд. кВт•ч электроэнергии, что на 4,4 % больше выработки в декабре 2008 года. В изолированных энергосистемах произведено 2,2 млрд. кВт•ч (на 0,4 % меньше, чем в декабре 2008 года).
Сегодня в Минске состоится очередной раунд переговоров между ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и ГПО «Белэнерго» по вопросам поставок российской электроэнергии в Беларусь, а также об условиях транзита электроэнергии ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» через сети ОЭС Беларуси.
Сегодня в Минске состоится очередной раунд переговоров между ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и ГПО «Белэнерго» по вопросам поставок российской электроэнергии в Беларусь, а также об условиях транзита электроэнергии ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» через сети ОЭС Беларуси.
Между ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и ГПО «Белэнерго» действуют долгосрочные взаимосвязанные договоры на поставку электроэнергии и транзит электроэнергии через сети ОЭС Беларуси.
По этим договорам, в 2010 г. ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» намерено поставить в Беларусь 3 млрд кВт*ч электроэнергии в соответствии с балансом союзного государства и до 2,5 млрд кВт*ч электроэнергии на основе принципов коммерческой целесообразности. В текущем году также предполагается осуществлять транзитные поставки, в том числе и через сети ОЭС Беларуси, в Калининградскую энергосистему и в страны Балтии. В 2009 г. в страны Балтии было поставлено 1,1 млрд кВт*ч электроэнергии.
В конце прошлого года ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» направило своим белорусским коллегам предложения по тарифу на транзит и цене поставок электроэнергии в Беларусь на 2010 г., сформированные с учетом принципа их пропорционального изменения в рамках указанных долгосрочных договоров.
Предложения ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» основаны на соблюдении интересов каждой из сторон и подразумевают компенсацию затрат белорусской стороне с учетом увеличения объема транзита электроэнергии через территорию Беларуси и утвержденных тарифно-балансовых решений ФСТ России. Они неоднократно обсуждались с белорусскими коллегами, что зафиксировано протоколами двусторонних переговоров ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и ГПО «Белэнерго».
Официального ответа на предложения ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» от белорусских коллег пока не последовало. При этом ГПО «Белэнерго» выдвинуло требования о кратном увеличении стоимости транзита, что, по мнению ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», не соответствует духу подписанных ранее долгосрочных соглашений и схеме взаимодействия ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и ГПО «Белэнерго», реализуемой на межгосударственном уровне и в рамках топливно-энергетического баланса Союзного государства.
ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» рассчитывает, что переговоры будут носить конструктивный характер и проходить в формате взвешенного диалога, который позволит в сжатые сроки найти взаимоприемлемое решение.
В ночь с субботы на воскресенье, в 03.00 по местному времени 25 октября на всей территории России переводятся стрелки на один час назад.
В ночь с субботы на воскресенье, в 03.00 по местному времени 25 октября на всей территории России переводятся стрелки на один час назад.
Общему правилу перевода часов не подчиняется лишь Центр управления полетами в подмосковном Королёве. По зимнему времени он работает круглый год.
Часовой сдвиг позволяет стране экономить около 2-х миллиардов киловатт часов электроэнергии, или более миллиона тонн топлива.
Впервые часовую стрелку перевели в Великобритании в 1908 году. Сама же идея экономии энергетических ресурсов путем перевода стрелок принадлежит американскому государственному деятелю, одному из авторов Декларации независимости США Бенджамину Франклину. В Соединенных Штатах Америки переход на летнее и зимнее время применяется с 1918 года.
В России переход на "летнее" время первый раз состоялся в 1917 году, а с 1981 года "летнее" время вновь начало регулярно действовать. Несколько лет назад группа депутатов Госдумы предложила отменить сезонный перевод стрелок часов на том основании, что это якобы негативно отражается на здоровье людей. Однако инициатива не была реализована, поскольку ученые не смогли доказать, что биоритмы человека при переходе на другое время серьезно нарушаются.
В приэкваториальных странах переход на "летнее"/"зимнее" время вообще не вводился. Кроме того, отказались от перехода на "летнее" время многие аграрные страны, где рабочий день и так определяет светлое время суток.
Япония отказалась от перехода на "летнее" время в 1952 году.
В настоящее время сезонный перевод стрелок осуществляется в 110 из 192 государств мира. Режим перевода стрелок применяется на всех широтах от Канады до Австралии и во всех европейских государствах.
В Европе, в отличие от России, переход на зимнее время осуществляется не по местному времени, а по Гринвичскому среднему времени (Greenwich Mean Time - GMT), или, точнее, по универсальному координированному времени (Coordinated Universal Time - UTC).
Из всех европейских стран только Исландия не пользуется преимуществами летнего времени, находясь в одном времени с Гринвичем в течение круглого года и на час отставая от Лондона летом.
Следует заметить, что не по всей территории Соединенных Штатов и Канады летнее время используется одинаково. К примеру, на северо-западе канадской провинции Онтарио жители отказываются переводить стрелки летом.
В таких странах, как Алжир, Ангола, Афганистан, Вьетнам, Гвинея, Индия, Кения, Китай, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Перу, Тунис, Филиппины, Северная и Южная Корея, Япония переход на "летнее"/"зимнее" время не осуществляется.
В 1990 году отказался от перехода на летнее или зимнее время Узбекистан. Совет министров тогда еще Узбекской ССР 9 апреля 1990 года принял постановление о декретном времени, в соответствии с которым время, зимнее или летнее, не переводится.
Таджикистан не осуществляет переход на зимнее время с осени 1991 года. Не переходят на зимнее время Туркмения, Киргизия и Казахстан. Они объясняют это местными климатическими и религиозными особенностями.
В Казахстане летнее время было решено отменить в 2005 году в связи с тем, что "...исследования, проведенные Комитетом по техническому регулированию и метрологии министерства индустрии и торговли, показали, что экономия электроэнергии, достигаемая в результате перевода стрелок часов весной, была незначительной и, как правило, расходовалась осенью, при осуществлении возврата к "зимнему" времени".
Осенью 2005 года правительство и президент Грузии также приняли решение отказаться от перевода стрелок часов. По словам грузинских властей, отказ от перехода на зимнее время был обусловлен несколькими факторами. В частности, в условиях летнего времени Грузия сможет более экономно расходовать электроэнергию. Кроме того, летнее время больше, чем зимнее, соответствует биоритмам человека.
С начала октября штраф за просроченную оплату будет формироваться с учетом ставки налога на добавленную стоимость. То есть, сумма пени автоматически увеличивается на 18%.
С начала октября штраф за просроченную оплату будет формироваться с учетом ставки налога на добавленную стоимость. То есть, сумма пени автоматически увеличивается на 18%.
Накануне Высший арбитражный суд принял решение, дающее право поставщикам товаров и услуг при начислении пени на сумму долга учитывать НДС.
Ранее НДС исключался из суммы задолженности, на которую кредитор начислял проценты за пользование чужими денежными средствами. Таким образом, некоторые потребители (часто промышленные предприятия или управляющие многоквартирными домами компании) намеренно формировали задолженность за поставленные энергоресурсы, так как размер штрафа за просроченный платеж был гораздо меньше банковской ставки.
«Цена нарушения платежной дисциплины становится выше. Кредитоваться за счет «Свердловэнергосбыта» будет не выгодно. И это должно принести хороший эффект по сокращению дебиторской задолженности. С учетом того, что качество расчетов с энергетиками сейчас находится на контроле российских властей, потребителям энергоресурсов будет крайне невыгодно попадать в списки должников», - подчеркнул управляющий директор «Свердловэнергосбыта» Денис Паслер.
Правительство РФ предлагает запретить производство и продажу ламп накаливания любой мощности с 1 января 2014 года, заявила сегодня министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина.
Правительство РФ предлагает запретить производство и продажу ламп накаливания любой мощности с 1 января 2014 года, заявила сегодня министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина.
"С 1 января 2013 года мы предлагаем запретить оборот ламп накаливания мощностью более 75 Вт. С 1 января 2014 года - всех ламп накаливания ", - сказала она.
В свою очередь помощник президента РФ Аркадий Дворкович добавил, что фиксировать эти сроки в законе не планируется, передает РИА Новости.
"Что касается второго и третьего этапов - 13 и 14-й годы, эти сроки пока жестко в законе фиксироваться не будут", - сказал он. "Мы рассчитываем, что мы в эти сроки это сделаем, но мы хотели бы в ближайшие месяцы посмотреть, как начнет работать первый этап", - отметил помощник президента. "Но думаю, что эти сроки реалистичны", - добавил он.
Ранее также сообщалось, что запрет на мощные лампы (более 100 Вт) может быть введен с 1 января 2011 года.
Двукратное падение прогноза энергопотребления снижает потребности во вводе новых мощностей в России к 2020 году почти на 60 ГВт. Пересмотр ожиданий приведет к корректировке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики.
Двукратное падение прогноза энергопотребления снижает потребности во вводе новых мощностей в России к 2020 году почти на 60 ГВт. Пересмотр ожиданий приведет к корректировке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики.
Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЭ) пересмотрело прогноз по росту энергопотребления в стране: среднегодовой показатель до 2020 года составит 1,9—2,5% вместо 4,1—5,2%, как предполагалось три года назад. На семинаре, посвященном обсуждению профучастниками рынка основных положений сценарных условий развития электроэнергетики на 2010—2030 годы, была высказана идея пересмотра Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, пишет РБК daily. Сейчас обсуждается такой вариант, при котором потребности в мощности вырастут со 193,4 ГВт в 2009 году до 293,8 ГВт в 2020 году. В уже утвержденной Генсхеме к 2020 году установленная мощность электростанций должна была составить порядка 347 ГВт. Исходя из измененного прогноза вводы на АЭС могут составить до 2020 года 12,3—17,8 ГВт (ранее планировалось 32 ГВт), на ГЭС — 10 ГВт (25,9 ГВт) плюс восстановленная мощность Саяно-Шушенской станции — 6,4 ГВт. Потребность во вводах мощности на ТЭС оценивается в 50—67 ГВт (128 ГВт).
Корректировать Генеральную схему планировалось регулярно, пояснили в Минэнерго. Теперь в ней будут отражены последствия падения потребления из-за кризиса. До изменения Генсхемы еще предстоит завершить работу по запуску долгосрочного рынка мощности (ДРМ) и переподписать договора с энергокомпаниями на предоставление мощности. Впрочем, несмотря на изменение ожиданий, о сокращении объемов для генераторов речи не идет, вопрос только в сроках вводов, добавили в Минэнерго. Энергокомпании уже обратились в Минэнерго с предложением пересмотреть ввод новых мощностей.
До 2012 года в стране планировалось запустить 26 ГВт, сейчас энергетики предлагают отложить на год запуск установок на 15,2 ГВт, более чем на год — на 7 ГВт. Пока запуск ДРМ постоянно откладывается, переговоры между Минэнерго и энергетиками продолжаются. В ведомстве Сергея Шматко вчера не стали конкретизировать сроки запуска ДРМ и корректировки Генсхемы.
«Генераторы будут заинтересованы в вводе новых объектов генерации в точках максимального спроса и, соответственно, выводе их из эксплуатации в регионах с низким спросом», — считает директор НП «Совет производителей энергии» Игорь Миронов. Неисполнение прогнозов, подготовленных еще РАО «ЕЭС России», дает хороший шанс постепенно заменять старые неэффективные мощности, а не только добавлять к ним новые, отмечает аналитик «ВТБ Капитал» Михаил Расстригин. Сейчас «картина просто ужасна»: средний КПД генерации в России составляет лишь около 33%, тогда как показатель современной газовой генерации превышает 50%. Это позволит существенно экономить на закупках топлива, высвободит ресурсы, который тот же «Газпром» сможет реализовать на внешнем рынке. Тем самым повысится экологическая эффективность генерации, говорит аналитик. Сейчас можно говорить о «дороговизне» заемных средств, но это скорее должно отражаться на сроках строительства энергоблоков, добавляет г-н Расстригин.
Рост тарифов на электроэнергию для промышленности в 2010 году согласован на уровне 7,6%, для населения — 10%, сообщил сегодня замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач.
Рост тарифов на электроэнергию для промышленности в 2010 году согласован на уровне 7,6%, для населения — 10%, сообщил сегодня замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач.
«Уточнена динамика тарифов на электроэнергию. Регулируемый тариф, конечный для промышленности и населения, в 2010 году вырастет на 8%, а с учетом регулируемого и нерегулируемого тарифа всего на 14%», — заявил замглавы министерства. Он уточнил, что такие темпы повышения тарифов согласованы с ФСТ, передает РИА «Новости».
РБК напоминает, что 18 сентября глава МЭР Эльвира Набиуллина сообщила, что правительство может установить предельное увеличение тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей на уровне 7,5%. Она пояснила, что по росту тарифов на электроэнергию рассматривается "вилка" 7-8%.
Сегодня правительство рассмотрит подготовленный Министерством энергетики проект энергетической стратегии России на период до 2030 года. Документ заменит во многом утративший актуальность из-за экономического кризиса старый вариант стратегии, принятой в 2005 году.
<p><b>Сегодня правительство рассмотрит подготовленный Министерством энергетики проект энергетической стратегии России на период до 2030 года. Документ заменит во многом утративший актуальность из-за экономического кризиса старый вариант стратегии, принятой в 2005 году.</b></p><p>Решение задач энергетической безопасности, повышения экономической эффективности производства за счет внедрения инновационных технологий потребует привлечения огромных инвестиций – до 60 трлн. руб. При этом главным источником финансовых ресурсов, по замыслу разработчиков проекта энергостратегии, станет бизнес, пишет «Независимая газета».</p><p>Проект предполагает три этапа реализации. Причем первый официально стартует только в 2013 году и завершится в 2015 году. На этом временном отрезке будут решаться задачи преодоления кризисных явлений и создания условий для дальнейшего развития энергетики. В следующей после 2015 года пятилетке, согласно стратегии, российский топливно-энергетический комплекс (ТЭК) сделает упор на инновационном развитии. Ну а в период с 2020 по 2030 год энергетикам только и останется, что пользоваться плодами своих трудов и громадных инвестиций. Объемы финансирования ТЭКа будут составлять 5–5,5% ВВП. В итоге за 17 лет отрасль получит до 60 трлн руб. инвестиций. Основные расходы возьмут на себя компании, тогда как государственный бюджет намерен ограничить свое участие в реализации энергостратегии общим руководством и развитием инфраструктуры.</p>
<p>В проекте стратегии заложены следующие контрольные цифры. Разведанные запасы нефти вырастут на 10–15%, природного газа – на 20–25%. При этом внешнеэкономическая деятельность государства по экспорту углеводородного сырья сместится в восточном направлении. Например, поставки нефти в Китай и страны Юго-Восточной Азии вырастут с нынешних 6 до 20–25%, газа – с 0 до 20%.</p>
<p>Внутри России авторы стратегии также нарисовали радужные картины. В частности, ожидается, что к 2030 году энергопотребление на душу населения вырастет не менее чем на 40%, причем потребление электроэнергии – на 75%. Удельная энергоемкость уменьшится более чем в два раза. Кроме того, с 60 до 40% будет снижен износ основных фондов в отрасли.</p>
<p>Впрочем, независимые эксперты не разделяют оптимизма, заложенного в правительственном документе, и ставят под сомнение достижимость намеченных в столь дальней перспективе рубежей. При этом оснований для скепсиса немало. Достаточно вспомнить, что правительству не поддается даже краткосрочное прогнозирование. Основные макроэкономические показатели – прогноз роста ВВП, инфляция и т.п. – традиционно пересматриваются по нескольку раз в год.</p>
<p>Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что в условиях резких изменений, происходящих в мировой и российской экономиках, долгоиграющие прожекты, подобные энергостратегии, выглядят не очень убедительно. «Надо сосредоточить усилия на среднесрочном планировании – 3–5-летнем, – отмечает эксперт. – На этом горизонте можно представить более или менее правдоподобную картину». Что же касается стратегий, принятых или принимаемых российским правительством, то, по словам Николаева, на выходе от этих документов проку будет скорее всего очень мало.</p>
<p>Однако не все эксперты считают стратегию бесполезной. «Энергетическая стратегия нужна обязательно. Ее отсутствие – это отсутствие четких ориентиров дальнейшего движения», – считает гендиректор «ФинЭкспертизы» Агван Микаелян. По его словам, новый вариант любопытен объемами предполагаемых инвестиций. «Чтобы 2 триллиона долларов вложить в реализацию стратегии, необходимо, чтобы бизнес эти деньги заработал или же привлек. Невероятный оптимизм, который здесь заложен, говорит о столь же невероятно оптимистичной уверенности в экономическом будущем нашей страны. Однако плановый ориентир по снижению энергоемкости экономики только в два раза за 20 лет – это неслыханно мало, это невероятно мало. На сегодняшний момент по этому показателю мы иногда на порядок уступаем современным экономикам, – отмечает эксперт. – Сегодня один доллар российского ВВП имеет энергоемкость приблизительно в 12 раз больше, чем у Японии, в 10 раз больше, чем у США, – это колоссальные цифры. И мы через 20 лет собираемся только в два раза сократить энергоемкость? Это говорит о полном провале. При таком раскладе бизнес 2 триллиона нигде не найдет. Чудес не бывает. В этом показатели у Энергостратегии концы с концами не сходятся».</p>
В сентябре 2009 года правительство внесёт в Государственную думу новую редакцию законопроекта об энергоэффективности и энергосбережении.
В сентябре 2009 года правительство внесёт в Государственную думу новую редакцию законопроекта об энергоэффективности и энергосбережении.
«Действующий закон об энергоэффективности себя исчерпал», - заявила технический директор Нижегородского инвестиционного центра энергоэффективности Людмила Дудникова.
По ее словам, действующий ныне закон 1996 года свою задачу выполнил. В начале 1990-х годов отсутствовало какое-либо законодательство, регулирующее энергопотребление. Был ряд незначительных постановлений правительства (самый важный был о порядке выдачи разрешений на использование топлива), и всё. Редакция 1996 года этого закона была привязана к тому, что всю работу по энергосбережению должен возглавлять орган государственного энергонадзора. Эту функцию выполнял специальный департамент в Министерстве энергетики. Однако в 2004 году он был ликвидирован. В итоге, неразбериха нечаянно «смахнула» всю работу по энергосбережению. Такая ситуация продолжалась до конца 2004 года. К этому времени в Минтопэнерго появился департамент ТЭК, а к концу 2005 года появился пакет приказов Минэнерго, которыми были установлены правила расчёта нормативов запасов топлива для электростанций и котельных, технологических потерь в электрических и тепловых сетях, удельных расходов топлива на выработку единицы теплоэнергии и электроэнергии. Но это всё было для того, чтобы установить тарифы. А живая работа, направленная на то, чтобы учить регионы и потребителей энергоресурсов, создавать демонстрационные энергоэффективные проекты, разрабатывать целевые программы по энергосбережению, организовывать производство энергоэффективного оборудования, оценивать уже существующие приборы и технологии, рекомендовать потребителям, что хорошо, а что плохо, — эта работа не велась на федеральном уровне, начиная с 2004 года. Сейчас это надо восстанавливать с помощью нового закона.
Нельзя отменять лимитирование потребности в энергоресурсах для бюджетников. Нужны индикаторы энергоэффективности типовых бюджетных зданий и чёткие принципы статистической отчётности, разработанные после исследования сотен учреждений и зданий.
Ещё президент РФ на совещании в Архангельске по вопросам энергоэффективности предложил, чтобы ЖКХ применяло не лампы накаливания, а энергосберегающие.
"Я считаю, что в ЖКХ требования закона смогут выполнить только в новостройках. А что делать со старыми зданиями? Куда вставлять энергосберегающие лампы и куда девать старые люстры? Ведь все старые патроны оплавятся, а то и проводка подведёт.
Можно много говорить о мощности, яркости, освещённости и качестве импортных энергосберегающих ламп, но как заставить население поменять отечественную проводку и люстры (минимум пять штук в квартире), с тем чтобы установить желанные энергосберегающие лампы, которые никогда не окупятся из-за такой дорогостоящей модернизации? При этом многих необходимых для её проведения изделий наша промышленность сегодня не производит. Снова будем кормить зарубежного производителя", - говорит Людмила Дудникова.
Достаточно небольшого искрения в подгоревших контактах патрона или выключателя — и лампа выйдет из строя, так как все энергосберегающие лампы очень чувствительны к стабильности напряжения. Внутри лампы находится электронный преобразователь, который «поджигает» инертный газ в лампе, нагревается и требует охлаждения. Поэтому лампы должны устанавливаться в такие люстры, в которых к ним был бы доступ воздуха.
Прежде чем использовать энергосберегающие лампы, нужно выполнить два требования, во-первых, использовать лампы только в светильниках, где имеется естественная вентиляция баллона лампы и её основания, где расположена электроника преобразователя; во-вторых, заменить патрон светильника, если он старый (больше двух-трёх лет), и проверить надёжность всех соединений в светильнике и выключателе.
Продавцы это или не знают, или скрывают — лампа будет гореть, лишь бы ввернуть. А сгорит она раньше времени из-за оплавления патрона, и никакого энергосбережения не получится. В общем, для новых жилых домов все эффективные энерготехнологии и оборудование годятся. А для «хрущёвок» и «брежневок» и миллионов их небогатых жителей — нет.
Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» – МЭС Волги – приступил к комплексной реконструкции подстанции 220 кВ «Рузаевка» (республика Мордовия). На проведение технического перевооружение объекта будет направлено более 1,6 млрд. руб.
Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» – МЭС Волги – приступил к комплексной реконструкции подстанции 220 кВ «Рузаевка» (республика Мордовия). На проведение технического перевооружение объекта будет направлено более 1,6 млрд. руб.
В результате реконструкции, проводимой в рамках инвестиционной программы ФСК, будет повышена надежность электроснабжения потребителей города Рузаевка с численностью населения более 50 тыс. человек. Кроме этого появится дополнительная возможность провести технологическое присоединение потребителей области.
В ходе комплексной реконструкции подстанции 220 кВ «Рузаевка» будет осуществлена замена всего оборудования, в числе которого два автотрансформатора по 125 МВА. Все воздушные выключатели заменят на элегазовые, построят четырехсекционное закрытое распределительное устройство (ЗРУ) 10 кВ для питания потребителей на напряжении 10 кВ, общеподстанционный пункт управления. На подстанции будут внедрены автоматизированная система управления технологическим процессом, автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учета электроэнергии, установлена волоконно-оптическая линия связи. Все это позволит управлять оборудованием подстанции более надежно и оперативно, уменьшить потери при передаче электроэнергии, снизить расходы на обслуживание подстанции.
Комплексная реконструкция подстанции 220 кВ «Рузаевка» будет проходить на действующем объекте, без ограничения потребителей. Основным преимуществом нового оборудования является его компактность, высокая надежность и длительный срок эксплуатации при минимальном техническом обслуживании.
Подстанция «Рузаевка», установленной мощностью 250 МВА, введена в эксплуатацию в 1960 году. На ней ни разу не проводилась комплексная реконструкция. Она отвечает за энергоснабжение потребителей года Рузаевка среди которых крупный железнодорожный узел, завод ОАР «Химмаш». Кроме этого подстанция имеет важное системное значение, она осуществляет связь между энергосистемами Мордовии, Пензенской и Нижегородской областями.
В целях осуществления мониторинга за проведением организациями электроэнергетики ремонтов и технического состояния генерирующих объектов и объектов электросетевого хозяйства при Министерстве энергетики РФ создана профильная комиссия.
В целях осуществления мониторинга за проведением организациями электроэнергетики ремонтов и технического состояния генерирующих объектов и объектов электросетевого хозяйства при Министерстве энергетики РФ создана профильная комиссия.
Председателем комиссии назначен Анатолий Дьяков, в настоящее время занимающий пост президента НП «НТС ЕЭС».
Основной целью создания комиссии является отслеживание качественного проведения ремонтов оборудования на предприятиях электроэнергетики и мониторинг их текущего состояния. Кроме того, в задачи комиссии будет входить подготовка предложений по совершенствованию законодательства РФ в сфере ремонтов генерирующих объектов и объектов электросетевого хозяйства.
Создание комиссии и начало ее работы накануне предстоящего осенне-зимнего периода будут способствовать повышению качества ремонтной деятельности в энергокомпаниях и надежности работы энергетического оборудования.
ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» заключило первые договоры на энергетической бирже «Арена». Это позволит компании продавать электроэнергию (мощность) потребителям – юридическим лицам по сниженным ценам.
ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» заключило первые договоры на энергетической бирже «Арена». Это позволит компании продавать электроэнергию (мощность) потребителям – юридическим лицам по сниженным ценам.
ОАО «Биржа «Арена» - товарная биржа электроэнергетики - предназначена для заключения свободных договоров на куплю-продажу электрической энергии и мощности. Работа на бирже позволяет участникам рынка оптимизировать свои затраты по покупке энергоресурсов, приобретая их по рыночной ценам, тем самым снижая отпускную нерегулируемую цену для своих потребителей.
«Екатеринбургэнергосбыт» начал активно работать на бирже с июля этого года. Первые контракты на поставку 100 МВт мощности компания заключила с ОГК-1 и ТГК-7. Это составляет порядка 15% от мощности, потребляемой абонентами Екатеринбурга в течение месяца. Если бы компания не заключила контракты, этот объем мощности пришлось бы покупать по фактической цене КОМ (конкурентный отбор мощности), которая выше на 40-50%.
Магистральные электрические сети Волги приступил к замене опорно-стержневой изоляции (ОСИ) на подстанции 220 кВ Саранская (Республика Мордовия), сообщили порталу EnergyLand.info в пресс-службе ОАО «ФСК ЕЭС».
Магистральные электрические сети Волги приступил к замене опорно-стержневой изоляции (ОСИ) на подстанции 220 кВ Саранская (Республика Мордовия), сообщили порталу EnergyLand.info в пресс-службе ОАО «ФСК ЕЭС».
В результате технического переоснащения подстанции будет значительно повышена надежность электроснабжения потребителей города Саранска с населением более 250 тысяч человек. ОСИ предназначена для изоляции и крепления токоведущих частей в электрических аппаратах и устанавливается на открытых распределительных устройствах (ОРУ) подстанций. При эксплуатации это оборудование подвержено внешним атмосферным воздействиям, механическим и динамическим нагрузкам. На подстанции 220 кВ Саранская будет установлено 48 единиц ОСИ. Новая опорно-стержневая изоляция обладает повышенной механической прочностью, устойчива к холоду и резким перепадам температур. Своевременная замена ОСИ существенно повышает надежность работы основного подстанционного оборудования.
В рамках целевой программы 2009 года МЭС Волги заменят 930 единиц ОСИ на 14 подстанциях 220-500 кВ Средней Волги на общую сумму 12 млн рублей.
Подстанция 220 кВ Саранская трансформаторной мощностью 250 МВА введена в эксплуатацию в 1983 году. Она отвечает за электроснабжение потребителей города Саранска и близлежащих районов. В числе крупных потребителей подстанции такие промышленные предприятия, как ОАО «Вагоностроительная компания «Мордовия», ОАО «Саранский завод точных приборов», ОАО «Лисма-ВНИИИС им. Лодыгина», ОАО «Саранский приборостроительный завод», ФКП «Саранский механический завод» и другие.
В совещании полпреда Президента в ПФО Григория Рапоты по вопросам подготовки к ОЗП 2009-2010 годов приняли участие генеральный директор МРСК Центра и Приволжья Евгений Ушаков и его заместитель по техническим вопросам – главный инженер Сергей Андрус.
С докладами о ключевых аспектах подготовки к зиме объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики в ходе совещания выступили руководители Приволжского регионального центра МЧС России, управления Генеральной прокуратуры РФ в ПФО, межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по ПФО, межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по ПФО. В мероприятии также приняли участие сотрудники аппарата полномочного представителя, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы России по Нижегородской области, представители органов исполнительной власти субъектов РФ и энергетических компаний региона.
Григорий Рапота отметил, что перед всеми участниками встречи стоит задача по обеспечению безаварийного прохождения отопительного периода 2009-2010 годов и бесперебойной работы объектов жизнеобеспечения. Он озвучил наиболее важные моменты, которые необходимо проработать в ходе подготовки региона к новому отопительному осенне-зимнему сезону. Среди них достаточно актуальна проблема задолженности предприятий за потребленные топливно-энергетические ресурсы и ухудшение платежной дисциплины потребителей, что может повлиять на выполнение энергокомпаниями региона намеченных ремонтных мероприятий по обновлению инфраструктуры и оборудования.
По результатам обсуждения участникам совещания было поручено принять необходимые меры по своевременному выполнению графиков проведения ремонтно-профилактических мероприятий по подготовке объектов ЖКХ и энергетики к зиме и получению электро- и теплоснабжающими организациями паспортов готовности к работе в ОЗП 2009-2010 годов.
Что касается основного поставщика электроэнергии в ПФО, обслуживающего 80% электросетевого комплекса региона, – ОАО «МРСК Центра и Приволжья», подготовка к ОЗП в компании ведется практически круглогодично. На сегодня в компании работает комиссия по организации, предупреждению, ликвидации аварийных ситуаций и контролю за ходом подготовки к работе в предстоящий ОЗП, изданы необходимые приказы, определен и выполняется перечень требуемых мероприятий. Одним из важнейших среди них является безусловное выполнение ремонтной программы.
Во всех филиалах компании в настоящее время полным ходом идет летняя ремонтная кампания, на которую приходится львиная доля годовых ремонтных работ. Ремонтные мероприятия выполняются четко в соответствие с графиком и с соблюдением всех установленных государством требований. Так, за пять месяцев текущего года энергетики выполнили комплексный ремонт 26 подстанций напряжением 35-110 кВ, капитальный ремонт более 1600 распределительных и трансформаторных подстанций (ПС) 6-10/0,4 кВ и более 5000 км воздушных линий (ВЛ) электропередачи всех классов напряжения. Это в целом по девяти регионам ПФО и ЦФО, за электроснабжение которых несет ответственность МРСК Центра и Приволжья.
В Приволжском федеральном округе, на территории которого действуют четыре филиала ОАО «МРСК Центра и Приволжья», до конца года на ремонт энергооборудования будет направлено более 1,3 млрд. руб. В частности, в Нижегородской области эти средства пойдут на реконструкцию подстанций 110 кВ «Ковалихинская», 110 кВ «Турбенево», 35 кВ «Мокрое», в Кировской области - на реконструкцию воздушных линий электропередачи 35 кВ «Рудничная-Созим», реконструкцию ПС 35 кВ «Рудничная» и ПС 110 кВ «Юго-Западная». В Удмуртии энергетики компании выполнят реконструкцию ПС 110 кВ «Лесная» и «Пурга», заменят трансформатор на ПС 110кВ «Сарапул» и обеспечат ввод второго пускового комплекса на ПС «Зенитная» («Калашников»). В Республике Марий Эл будет выполнена реконструкция ПС 110 кВ «Шелангер» и «Мелковка», а также ВЛ 110 кВ «Медведково-Кундыш» и «Мелковка-Юрино».
В ходе подготовки к предстоящему ОЗП специалисты МРСК Центра и Приволжья учитывают опыт прохождения предыдущей зимы, выявляют узкие места и объекты с высокими рисками, над которыми устанавливается особый контроль. В прошлом году благодаря эффективно проведенной ремонтной кампании количество технологических нарушений снизилось по сравнению с показателями предыдущего года на 9,7%, их средняя длительность снизилась на 19,7%, а недоотпуск электроэнергии потребителям уменьшился на 30,6%.
По сообщению главного инженера компании Сергея Андруса, при подготовке к ОЗП 2009-2010 годов энергетики приложат все усилия для того, чтобы обеспечить надежное электроснабжение потребителей: «Своевременно и качественно проведенные ремонтные и профилактические мероприятия позволят нам максимально исключить возникновение аварийных ситуаций и обеспечить высокую работоспособность оборудования сетевой инфраструктуры в осенне-зимний максимум нагрузок».
Арбитражный суд Свердловской области отказал в исполнении искового заявления ОАО «МРСК Урала» к ОАО «Свердловэнергосбыт» о взыскании долга в размере 56,8 млн. руб. за услуги по передаче электрической мощности.
Арбитражный суд Свердловской области отказал в исполнении искового заявления ОАО «МРСК Урала» к ОАО «Свердловэнергосбыт» о взыскании долга в размере 56,8 млн. руб. за услуги по передаче электрической мощности.
Напомним, что 16 марта 2009 года ОАО «МРСК Урала» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с ОАО «Свердловэнергосбыт» долга за услуги по передаче заявленной электрической мощности. По расчетам сетевой компании, сбытовая организация за электрическую мощность, поставленную в январе-феврале 2009 года, должна была заплатить 1,7 млрд. руб.
В судебном заседании ОАО «МРСК Урала» уменьшило размер исковых требований до 56,8 млн. рублей. Суд не удовлетворил иск, посчитав недопустимой оплату электрической мощности сбытовой компанией, исходя из заявленных величин. Согласно официальному заявлению суда, расчеты за электрическую мощность должны производиться на основании фактических данных, подтвержденных показаниями приборов учета.
Это решение суда полностью соответствует мнению сотрудников Федеральной службы по тарифам России. Дело в том, что губернатор Свердловской области Эдуард Россель обратился в ФСТ после того, как возник вопрос о переплате за услуги МРСК промышленными предприятиями и гарантирующими поставщиками. В частности, в ответе ФСТ России говориться: «В соответствии с пунктом 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, установленных Постановлением Правительства РФ №530, оплата предоставленных услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета, т.е. оплачивается фактическое значение мощности. В то же время согласно пункту 13 Правил недискриминационного доступа, договор на оказание услуг по передаче электроэнергии должен содержать ряд существенных условий, одним из которых является величина заявленной мощности. В соответствии с пунктом 14 Правил недискриминационного доступа при исполнении договора потребитель услуг по передаче электрической энергии (в том числе и сетевая организация, являющаяся потребителем услуг) обязан соблюдать предусмотренный договором режим потребления электрической мощности и оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договором. Существующая в настоящее время нестыковка нормативных документов, в части оплаты услуг по передаче электрической энергии, по мнению ФСТ России, должна быть урегулирована, путем внесения изменений в вышеназванные документы. Так, по сообщению сотрудников Министерства энергетики Российской Федерации данный вопрос будет вынесен на рассмотрение на одно из ближайших заседаний рабочей группы по анализу проблем текущей деятельности сетевых организаций, созданной при Минэнерго России».
История относится к 2008 году, когда сетевые организации, в том числе МРСК занимались утверждением тарифов на 2009 год. Для этого они собрали заявки от своих потребителей, с которыми заключены прямые договоры, и от сбытовых организаций по планируемым объемам потребления электрической мощности в 2009 году. Все происходило в докризисное время. Сбытовые организации, ориентируясь на показатели 2008 года, не могли тогда предполагать, что потребление из-за кризиса снизится на 14-15%. И возникла «вилка»: с одной стороны, МРСК по договору вправе требовать оплаты заявленной мощности, с другой стороны, фактически потребители использовали меньший объем электроэнергии, что подтверждают показания приборов учета.
Принятое Арбитражным судом Свердловской области решение снимает серьезную финансовую нагрузку с потребителей, которые теперь смогут платить только за фактически потребленную энергию. А в условиях кризиса, когда каждая копейка на счету, это особенно важно. Подобные дела рассматривают практически во всех регионах, Холдинг МРСК подает исковые заявления в суд на сбытовые организации с тем, чтобы последние оплачивали электрическую мощность по заявленным величинам. В Свердловской области на этот счет создан судебный прецедент, на которые смогут опираться Арбитражные суды иных регионов.
Все бюджетные организации могут обязать в течение пяти лет снизить на 15 процентов свои расходы на оплату электроэнергии и другие энергоресурсы. А если получится сэкономить больше, то эти деньги останутся в их распоряжении.
Все бюджетные организации могут обязать в течение пяти лет снизить на 15 процентов свои расходы на оплату электроэнергии и другие энергоресурсы. А если получится сэкономить больше, то эти деньги останутся в их распоряжении.
На бытовых приборах и компьютерах появится специальная маркировка со сведениями об их энергоэффективности. А традиционные лампочки накаливания вообще запретят производить, сообщает "Российская газета".
При этом не исключено, что в перспективе все энергопотребляющие устройства, не имеющие специальной маркировки, будут запрещены для продажи. А затем будет введен прямой запрет на "неэффективные" устройств при наличии на рынке аналогичных товаров-заменителей.
Такие предложения содержатся в поправках к законопроекту "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности". Осенью этого года его планируют обсудить в Госдуме во втором чтении.
В целом же ставится задача изменить отношение в обществе к энергосбережению. Законопроект по энергосбережению может решить сразу несколько задач: снизить энергоемкость ВВП, простимулировать создание новых технологий, создать новые рынки и рабочие места, внести вклад в решение проблемы изменения климата. В законопроекте выделено четыре главных направления - они касаются населения, государственного сектора, электроэнергетики и ЖКХ, а также содержат меры, которые должны будут стимулировать к энергосбережению частный сектор.
При этом главным стимулом для сбережения энергии остается либерализация рынка электроэнергии. Однако до сих пор это являлось своеобразным "кнутом" для потребителей. В новом законопроекте им предлагается еще и "пряник". То есть предусматриваются меры, которые должны дать выгоды от энергосбережения. Так, например, предполагается ускоренная амортизация энергоэффективных устройств и оборудования, предоставление инвестиционного налогового кредита под внедрение сберегающих программ, субсидирование процентной ставки по кредитам. А регионы и муниципальные образования смогут претендовать на бюджетные субсидии по реализации программ по энергоэффективности и энергосбережению. Предполагается, что будут отобраны четыре-пять пилотных регионов, где и будут запущены такие проекты. Предусматривается также софинансирование в размере 50 процентов мероприятий по энергосбережению в многоквартирных домах. Источником субсидий может стать Фонд содействия реформированию ЖКХ.
Для всех новых построек и домов после капитального ремонта планируется ввести требование по обязательному оснащению их счетчиками по электроэнергии, теплу, расходу воды и газа. При этом застройщики будут нести ответственность за "не сохранение" энергоэффективных свойств дома в процессе его эксплуатации. Такая проблема, например, нередко возникает при строительстве недорого жилья эконом-класса. А всем домам будет присвоен определенный класс по энергоэффективности.
Между тем, начать сбережение энергии государство предлагает "с себя". Все учреждения с государственным или муниципальным участием обязаны будут разработать собственные программы по энергосбережению и указать в них целевые ориентиры. При этом все они, а также компании ТЭК и другие предприятия, стоимость потребления энергоресурсов которых превышает в год 10 миллионов рублей, будут должны не реже раза в пять лет проходить обследование на предмет энергосбережение. Эти данные будут заноситься в специальный паспорт. Кроме того, во всех "энергоемких" бюджетных учреждений появятся специальные сотрудники, отвечающие за энергосбережение. Также бюджетные учреждения смогут заключать долгосрочные контракты с компаниями, специализирующимися на энергосбережении. Такое же право предоставят и управляющим компаниям, товариществам собственников жилья.
Именно эти меры должны способствовать созданию в стране совершенно нового рынка, который потребует высоко квалифицированных кадров. Сейчас, по признанию некоторых чиновников, таких компаний, предоставляющих качественные услуги, на рынке крайне мало. Но, надо признать, что и цели действительно добиться результата и снизить потребление энергии перед госучреждениями и бюджетниками всерьез никто не ставил. Кстати, как рассказывала недавно глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина, министерство первым провело энергоаудит собственного здания. Специалисты дали свое заключение и рекомендации, как снизить энергозатраты минэкономразвития.