Новости отрасли
Премьер-министр РФ Владимир Путин утвердил правила разрешения споров о праве заключения договоров на передачу электроэнергии с использованием электросетевого оборудования, принадлежащего другим собственникам.
«Рассмотрение разногласий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в области топливно-энергетического комплекса, при участии представителей организации и собственников, с которыми у организации возникли разногласия», - говорится в постановлении правительства от 15 июня. Таким органом является Минэнерго РФ.
«Решения, принятые уполномоченным органом, являются обязательными для организации и собственника», - отмечается в постановлении. Кроме того, Путин утвердил перечень существенных условий договоров о порядке использования организацией по управлению единой национальной электросетью (ЕНЭС) объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам, сообщает РИА «Новости».
Магистральные электрические сети Волги завершили расширение просеки линии электропередачи 220 кВ Рузаевка – Мокша. В результате выполненных работ повышена надежность электроснабжения потребителей Республики Мордовия. Стоимость работ составила около 5 млн рублей, сообщили порталу EnergyLand.info в пресс-службе ОАО "ФСК ЕЭС". Значительная часть линии электропередачи 220 кВ Рузаевка – Мокша проходит в лесной зоне. Деревья и кустарники, растущие в непосредственной близости от проводов воздушной лини, могут стать причиной коротких замыканий, которые, в свою очередь, помимо технологических нарушений в работе энергосистемы, могут привести к лесным пожарам. Для предотвращения подобных инцидентов ОАО «ФСК ЕЭС» реализует целевую программу по расширению просек воздушных линий электропередачи до нормативной величины.
Магистральные электрические сети Волги завершили расширение просеки линии электропередачи 220 кВ Рузаевка – Мокша. В результате выполненных работ повышена надежность электроснабжения потребителей Республики Мордовия. Стоимость работ составила около 5 млн рублей, сообщили порталу EnergyLand.info в пресс-службе ОАО "ФСК ЕЭС". Значительная часть линии электропередачи 220 кВ Рузаевка – Мокша проходит в лесной зоне. Деревья и кустарники, растущие в непосредственной близости от проводов воздушной лини, могут стать причиной коротких замыканий, которые, в свою очередь, помимо технологических нарушений в работе энергосистемы, могут привести к лесным пожарам. Для предотвращения подобных инцидентов ОАО «ФСК ЕЭС» реализует целевую программу по расширению просек воздушных линий электропередачи до нормативной величины.
В ходе работ на трассе линии электропередачи 220 кВ Рузаевка – Мокша было расчищено более 50 га просеки. Всего в 2009 году МЭС Волги доведут до нормативной величины просеки 34 линий электропередачи 220-500 кВ общей площадью 609 га. Это позволит снизить риск возникновения аварийных ситуаций из-за падения деревьев на провода линий электропередачи, а также из-за лесных пожаров. Затраты на реализацию целевой программы по объектам МЭС Волги в 2009 году составят более 37 млн рублей. Линия электропередачи 220 кВ Рузаевка – Мокша протяженностью 69 км введена в эксплуатацию в 1992 году. Линия обеспечивает энергоснабжение потребителей юго-западных районов Республики Мордовия с населением более 60 тысяч человек, в том числе ОАО «Взлет» (крупное сыродельческое производство), ОАО «Лента» (производитель натуральных и синтетических технических тканей), предприятия агропромышленного комплекса.
Участились случаи ухода от долгов недобросовестных потребителей путем перерегистрации юридического лица или объявления себя банкротом. Такие схемы энергетики намерены ломать. Новые условия работы на рынке электроэнергии и проблемы неплатежей обсудили за «круглым столом» представители «Тюменской энергосбытовой компании, «Свердловэнергосбыта», «Челябэнергосбыта», МРСК Урала, регулирующих органов и независимые эксперты.
Участились случаи ухода от долгов недобросовестных потребителей путем перерегистрации юридического лица или объявления себя банкротом. Такие схемы энергетики намерены ломать. Новые условия работы на рынке электроэнергии и проблемы неплатежей обсудили за «круглым столом» представители «Тюменской энергосбытовой компании, «Свердловэнергосбыта», «Челябэнергосбыта», МРСК Урала, регулирующих органов и независимые эксперты.
Присутствующие от регионов представители энергокомпаний рассказали о существующих тенденциях и проблемах с неплательщиками, механизмах влияния на потребителей и сдерживания роста дебиторской задолженности, взаимоотношениях между сбытовыми и сетевыми организациями, а также попытались найти выход из сложившихся проблем.
В Свердловской и Челябинской областях дебиторскую задолженность в большинстве своем формируют крупные промышленные предприятия. Здесь увеличение задолженности перед энергетиками за четыре месяца 2009 года составило порядка 700 млн. руб. на каждый субъект. Иная ситуация сложилась в Тюменской области, где основными неплательщиками являются гарантирующие поставщики (ГП) 2 уровня. Увеличение задолженности за 4 месяца этого года составило 796 млн. руб., из них 697 млн. рублей – задолженность ГП 2 уровня. Это такие компании, как ОАО «ЮТЭК», ОАО «Тюменьэнергосбыт» и ОАО «Северная энергетическая компания».
По словам заместителя генерального директора по сбыту электроэнергии на розничном рынке ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» Александра Алсуфьева, ГП 2 уровня – головная боль для многих энергосбытовых компаний, поскольку взыскать деньги за потребленные киловатт-часы с таких потребителей очень сложно.
«ГП 2 уровня – это энергосбытовые компании, которые работают на муниципальных сетях в крупных городах и приобретают электроэнергию у нас, – говорит Александр Алсуфьев. – Ввести режим ограничения для таких потребителей, а это, по-моему, единственный действенный инструмент в работе с неплательщиками, невозможно, поскольку они обслуживают, в том числе, социально значимые объекты и население. Диалог мы ведем чаще всего через суд. ГП 2 уровня умело этим пользуются, зачастую спекулируя сложившимся положением дел».
Взаимоотношения сетевых и энергосбытовых компаний, обсуждавшиеся на встрече, участники из разных регионов округа оценили как вполне конструктивные.
«Взаимоотношения сетей и сбыта должны быть как взаимоотношения соратников, коллег по цеху, – говорит заместитель генерального директора по сбыту электроэнергии на розничном рынке ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» Александр Алсуфьев. – Сети и сбыт занимаются разными видами деятельности, и их интересы не пересекаются. Любой конфликт между сетевой и сбытовой компаниями носит исключительно субъективный либо личностный характер. Поэтому если энергосбытовая компания в полном объеме выполняет свои финансовые обязательства перед сетями, то для сетевой организации нет никакого смысла переходить на прямые договоры с потребителями».
Много на этой встрече говорили и о падении энергопотребления. В Свердловской области снижение полезного отпуска в I квартале 2009 года составило порядка 15%, в Челябинской – 16%. В целом по стране – 8%. На этом фоне Тюменская область выглядит более оптимистично, здесь объемы энергопотребления в феврале–апреле текущего года снизились на 1–1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эксперты прогнозируют, что падение энергопотребления будет наблюдаться и в 2010 году.
Промышленные предприятия Москвы в условиях мирового финансового кризиса нашли нестандартный способ сокращения издержек. Вчера на заседании столичного правительства они выступили с предложением самостоятельно продавать невостребованную в связи со спадом производства электрическую мощность.
Промышленные предприятия Москвы в условиях мирового финансового кризиса нашли нестандартный способ сокращения издержек. Вчера на заседании столичного правительства они выступили с предложением самостоятельно продавать невостребованную в связи со спадом производства электрическую мощность.
В сегодняшних условиях найти покупателей на нее практически нереально. Однако запуск механизма свободной торговли мощностью в масштабах всей страны может стать экономически выгодным после кризиса, пишет РБК daily.
Как рассказал заместитель генерального директора по экономике, финансам и сбыту Московской объединенной энергетической компании (МОЭК) Владислав Черный, присутствовавший на заседании московского правительства, промышленные предприятия города выступили с инициативой самостоятельно продавать свою свободную электрическую мощность. Создание свободного рынка электрической мощности поддержали, в частности, МОЭК и завод «Серп и молот».
Плату, получаемую за мощность, энергокомпании используют для поддержания оборудования в работоспособном состоянии, благодаря чему они в любой момент могут предоставить потребителям оплаченные ими объемы мощности. По вине кризиса потребление в промышленности России, прежде всего в металлургии, химии и машиностроении, сильно просело. На этом фоне энергокомпании стали активно обсуждать возможность отказа от строительства части новой генерации, предусмотренной инвестпрограммами, принятыми еще при бывшем РАО «ЕЭС России». В то же время потребители столкнулись с проблемой роста стоимости электроэнергии на розничном рынке в условиях снижения потребления.
Если раньше в Москве наблюдался нарастающий энергодефицит, то в последние годы он был ликвидирован благодаря реализации инвестиционной программы подконтрольного «Газпрому» «Мосэнерго». Тем не менее, по мнению «Системного оператора», столице по-прежнему необходимы новые мощности, которые могут потребоваться в период восстановления промпроизводства после кризиса. Когда темпы роста энергопотребления начнут восстанавливаться, стремление потребителей получить возможность продавать ненужную мощность может оказаться разумным, отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. В то же время, по его мнению, разработкой этого механизма нужно заниматься в общероссийском масштабе и в рамках правил розничного рынка.
Препятствием для запуска нового механизма торговли мощностью является то, что в правилах оптового и розничного рынков электроэнергии нет механизма перепродажи мощности потребителями. И единственной возможностью «включить» этот механизм, по словам г-на Пикина, является готовность гарантирующих поставщиков вносить изменения в договоры энергоснабжения потребителей. По мнению Владислава Черного, торговля свободной мощностью промпредприятий может быть поручена департаменту топливно-энергетического хозяйства Москвы.
За истекшую неделю плановое электропотребление в России по сравнению с предыдущей неделей в среднем выросло на 0,4% и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 8,1%.
За истекшую неделю плановое электропотребление в России по сравнению с предыдущей неделей в среднем выросло на 0,4% и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 8,1%.
В 54 из 64 субъектов федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка электроэнергии и мощности, отмечено уменьшение планового электропотребления по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Общий объем планового электропотребления на рынке на сутки вперед за прошедшую неделю составил 15 млн. МВт. ч. В Европейской части РФ и на Урале плановое электропотребление составило 11,72 млн. МВт. ч, что на 0,2% больше, чем на прошлой неделе, и на 9,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В Сибири плановое электропотребление составило 3,28 млн. МВт. ч, увеличившись на 1,2% по отношению к прошлой неделе и снизившись на 4,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
На прошедшей неделе в Европейской части России и на Урале произошло снижение доли плановой выработки тепловых электростанций за счет увеличения доли плановой выработки ГЭС и АЭС как относительно предыдущей недели, так и в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
В Сибири за истекшую неделю не произошло существенных изменений в структуре плановой выработки, а в сравнении с аналогичным периодом прошлого года доля плановой выработки ГЭС оказалась почти на 10% больше.
В Европейской части РФ и на Урале на ТЭС пришлось 61,55% выработки, на ГЭС и АЭС – 15,99% и 22,46% соответственно. В Сибири структура выработки сформировалась следующим образом: ТЭС – 38,53%, ГЭС – 61,47%.
В 53 из 64 наблюдаемых регионах, по сравнению с предыдущей неделей, отмечено снижение индексов равновесных цен на электроэнергию. Рост индексов равновесных цен наблюдался в Пермском крае, Тюменской области и большинстве сибирских регионов. Значение индекса равновесных цен ниже установленного значения тарифа на 2009 год отмечено в 2 из 64 наблюдаемых регионов.
Индекс равновесной цены в Европейской части РФ и на Урале за неделю снизился на 3% (и на 8,8% по сравнению с прошлым годом) - до 620,88 руб/МВт.ч. В Сибири индекс за неделю вырос на 3,1% (а по сравнению с прошлым годом на 1,6%) – до 438,54 руб/МВт.ч.
По состоянию на 21 мая 2009 года, общая задолженность участников рынка выросла с 14 мая на сумму около 1,8 млрд. рублей и составила 31,13 млрд. рублей. По ценовым зонам наблюдается рост задолженности на сумму около 1,1 млрд. рублей, а по неценовым зонам – рост на сумму более 0,7 млрд. рублей.
Задолженность, образовывающаяся на оптовом рынке в 2009 году, частично должна быть погашена за счет поступления в бюджеты субъектов РФ денежных средств на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования.
В 2009 году планируется принятие постановления Правительства РФ о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике в 2009 году. В настоящее время проект данного постановления разработан и находится на заключении в Министерстве юстиции РФ.
По состоянию на 15 мая 2009 года, общая задолженность на розничном рынке перед Гарантирующими поставщиками выросла с 8 мая на сумму более чем 7,7 млрд. рублей и составила 96,62 млрд. рублей.
Задолженность на розничном рынке, как правило, увеличивается в первой половине месяца и уменьшается во второй, что обусловлено сложившейся практикой расчетов между участниками рынка: основные платежи за поставленную электроэнергию приходятся на последние две недели месяца.
Государство решило усилить контроль за исполнением инвестпрограмм в электроэнергетике. Минэнерго хочет само заключать договоры с генкомпаниями на выдачу мощности, обязав их ежеквартально отчитываться о ходе новых строек и расходах на них.
Государство решило усилить контроль за исполнением инвестпрограмм в электроэнергетике. Минэнерго хочет само заключать договоры с генкомпаниями на выдачу мощности, обязав их ежеквартально отчитываться о ходе новых строек и расходах на них.
Государство не может сейчас контролировать исполнение инвестпрограмм в электроэнергетике, признал еще в апреле министр энергетики Сергей Шматко на совещании у премьера Владимира Путина, пишет газета «Ведомости». Речь о тех обязательствах, которые взяли на себя частные инвесторы, купив бывшие «дочки» РАО «ЕЭС России». Еще до распродажи РАО распределило между ОГК и ТГК новые стройки на 37,85 ГВт (2008-2012 гг.) стоимостью 1,8 трлн руб., рассчитывая, что спрос на свет будет ежегодно расти на 4-5%. И «дочки» подписали специальные договоры на выдачу этой мощности (ДПМ) с энергобиржей АТС и единым расчетным центром на энергорынке — ЦФР, а приложения к ним (для дополнительного контроля) — с госкомпанией «Системный оператор». Не выполняешь объемы и сроки ввода — штраф до 25% от всей инвестпрограммы. В резерве есть лишь год, в течение которого можно избежать санкций. Практически все инвесторы говорили, что планы завышены, но договоры подписали, хотя были и исключения — «Норникель» (ОГК-3) и «Газпром» (с «Мосэнерго»).
Спрос на электричество в 2009 г. упадет к прошлогоднему уровню на 4,5%, прогнозирует Минэнерго. В 2010 г. рост потребления будет всего 0,1%, в 2010 г. – 0,5%.
Кризис изменил ситуацию: спрос на электричество резко упал. Да и привлекать кредиты компаниям стало сложнее, уверяли инвесторы. Государство с этим согласилось, разрешив им перенести часть вводов на более поздний срок, а также поменять место расположения будущих блоков, сохранив физические объемы вводов. В результате 2009-2011 гг. частные компании введут около 6 ГВт вместо ранее предписываемых РАО 27,96 ГВт. И уже в этом году — 1,63 ГВт вместо 4,63 ГВт.
Но чиновникам нужны гарантии, что инвесторы выполнят хотя бы это. И Путин поручил переподписать все договоры на выдачу мощности.
Предложение чиновников — сделать Минэнерго стороной по новым договорам, что «усилит» их статус. В документах нужно «зафиксировать» размер тех средств, которые должны идти исключительно на инвестпрограммы. Все ОГК и ТГК должны создать специальный фонд со средствами под инвестпрограммы, «контроль над которым возможно осуществить». Плюс ежеквартально ОГК и ТГК должны отчитываться ЦФР и «Системному оператору» о темпах строительства и расходах на инвестпроекты. Все это описано в концепции новой модели ДПМ, которую Минэнерго собирается в июне направить в правительство. А вчера основные принципы уже одобрил наблюдательный совет НП «Совет рынка», сообщило партнерство, не уточнив, правда, деталей модели.
Сами ТГК и ОГК тоже получат гарантии — оплату мощности новых блоков в течение 7-10 лет с момента их ввода (сейчас — 1 год), говорится в документе. Но кто именно будет гарантировать это — государство или потребители — и по какой цене, не указано.
Совершенно очевидно, что Минэнерго усиливает контроль в электроэнергетике, говорят юрист «Вегас-лекса» Нана Суладзе и партнер «Нёрр Штифенхофер Лутц» Илья Рачков. «И рычаг контроля над инвесторами становится более коротким», — добавляет партнер юрфирмы «Юст» Артур Рохлин. ОГК и ТГК при таком режиме могут столкнуться с ростом контроля и других ведомств, включая, например, Счетную палату, не исключает Рохлин.
Непонятно, правда, как Минэнерго выполнит задуманное. По Гражданскому кодексу госорган может быть стороной гражданско-правового договора и такие примеры были, отмечает партнер «ФБК-право» Петр Достовалов, но это должно быть предусмотрено в положении о министерстве или ведомстве. А положение о Минэнерго такого не предусматривает, напоминает Рачков. Кроме того, в случае судебного разбирательства Минэнерго рискует стать стороной, понуждающей своего контрагента выполнять потенциально невыгодные соглашения.
Одной из наиболее обсуждаемых тем политической и экономической элитой России в ближайшие месяцы станет энергоэффективность. Она будет включена в повестку Госсовета при президенте России, который пройдет 2 июня, а также в программу международного экономического форума в Санкт-Петербурге.
Одной из наиболее обсуждаемых тем политической и экономической элитой России в ближайшие месяцы станет энергоэффективность. Она будет включена в повестку Госсовета при президенте России, который пройдет 2 июня, а также в программу международного экономического форума в Санкт-Петербурге.
Похвастаться российским чиновникам пока нечем: принимаемые меры — точечные, закон об энергосбережении все еще не принят, пишет РБК daily. Между тем, по мнению экспертов, меры по повышению энергоэффективности правительству необходимо включить в антикризисный план как основу для перевода экономики на инновационные рельсы.
Российская экономика является одной из самых энергоемких в мире. По оценкам IFC, Россия могла бы сэкономить 45% потребления энергии, что сопоставимо с годовым объемом использования энергии Францией. Однако добыча нефти и газа падает. Российская энергетика уже не справляется с обеспечением внутреннего спроса: в ряде регионов зафиксирован дефицит электроэнергии при пиковых нагрузках в зимний период. До сих пор выбор был в пользу более прибыльных экспортных рынков. Согласно оценкам Энергетической стратегии России на период до 2020 года, вклад структурных факторов энергосбережения сможет компенсировать около половины необходимого прироста энергопотребления. Расточительность российской экономики обходится сейчас в 84—112 млрд долл. в год недополученных доходов от экспорта нефти и газа, подсчитали в IFC. Прогнозируемый дефицит добычи природного газа (35—100 млрд куб. м к 2010 году) может быть легко восполнен за счет энергоресурсов, высвобождаемых в результате повышения энергоэффективности.
В июне 2008 года президент Дмитрий Медведев подписал указ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», который предусматривает снижение к 2020 году энергоемкости ВВП России не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом. Однако системные меры по его реализации не предпринимаются: закон о повышении энергоэффективности не принят. Такая непоследовательность идет вразрез с амбициозными целями России: энергоэффективность могла бы стать опорной точкой в переводе экономики на инновационные рельсы.
Меры по повышению энергоэффективности должны быть включены в антикризисный план правительства, считает Валерий Миронов из Центра развития: «В план Обамы включены затраты на новые виды энергии, на инновации. Если мы не отказываемся от инновационного развития, надо ввести такой раздел и, например, поддерживать те предприятия, которые повышают энергоэффективность». Антикризисный план США предусматривает выделение 30 млрд долл. на развитие отрасли экологически чистой энергетики: за три года использование ветровой энергии будет увеличено в 2 раза. На такую же сумму за пять лет Япония профинансирует НИОКР в области энергосбережения. Европейские страны к 2020 году планируют увеличить энергоэффективность своих экономик еще на 20%.
Одна из самых «эффективных» стран в ЕС — Финляндия, занимающая первое место в мире по использованию биоэнергии. В Финляндии самые низкие в мире выбросы углекислого газа на 1 кВт ч энергии. К 2020 году с нынешних 4% доля используемой финнами возобновляемой энергии вырастет до 38%. Уже действует национальная программа по разработке новых технологий производства биотоплива второго поколения на основе древесных отходов. Правительство разрабатывает дополнительные стимулы для предприятий по повышению их энергоэффективности: субсидии на покупку новых технологий, налоговые льготы. Пропаганда энергосбережения на фоне высоких тарифов на энергию изменила мышление финнов, старающихся экономить ресурсы и использовать только экологичную продукцию. Многие из них в своих домах используют гибридное отопление (грунтовое тепло, солнечная энергия, биотопливо, тепло воздуха).
Благодаря горизонту планирования, исчисляемого десятилетиями, планы по повышению эффективности экономики и снижению ее зависимости от невозобновляемых источников энергии не зависят от текущей ценовой конъюнктуры. «Эта тема открывает огромные коммерческие возможности, которые надо помочь реализовать», — рассказывает управляющий директор Ассоциации экологических предприятий Катри Пенттинен. По ее словам, жесткие законодательные нормы требуют функционирования предприятий с учетом экологических ограничений. Например, все финские предприятия включены в систему обработки отходов. «Отходы должны использоваться в качестве материалов или источников энергии. Если это невозможно, то только тогда направляться на свалку», — рассказывает г-жа Пенттинен. Сейчас на свалку отправляется 60% отходов, через семь лет показатель упадет до 20%, уверена она. Курс на энергоэффективность и экологичность позволили Финляндии стать одним из лидеров в производстве и экспорте чистых технологий и прорывных инновационных решений.
Общая задолженность на розничном рынке электроэнергии перед гарантирующими поставщиками по состоянию на 15 апреля выросла за неделю на сумму более 2,2 млрд рублей и составила более 87,7 млрд рублей.
Общая задолженность на розничном рынке электроэнергии перед гарантирующими поставщиками по состоянию на 15 апреля выросла за неделю на сумму более 2,2 млрд рублей и составила более 87,7 млрд рублей.
За истекшую неделю (17.04.2009 – 23.04.2009) плановое электропотребление снизилось по сравнению с предыдущей неделей в среднем на 1,2% и в среднем на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В 49 из 64 субъектов федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, отмечено уменьшение планового электропотребления по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает НП «Совет рынка».
Общий объем планового электропотребления на рынке на сутки вперед за прошедшую неделю составил 16,74 млн. МВт. ч. В Европейской части РФ и на Урале плановое электропотребление составило 13,18 млн. МВт. ч, что на 1,2% меньше, чем на прошлой неделе, и на 4,3%, чем за аналогичный период прошлого года. В Сибири плановое электропотребление составило 3,56 млн. МВт. ч, снизившись на 1,1% по отношению к прошлой неделе и на 8,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
В Европейской части России и на Урале на истекшей неделе наблюдалось резкое увеличение доли плановой выработки ГЭС за счет снижения выработки тепловых электростанций. Доля АЭС в структуре плановой выработки изменилась за неделю незначительно. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года доля плановой выработки тепловых электростанций на истекшей неделе оказалась на 2,4% больше, а доля АЭС – на 1,7% меньше.
В Сибири за истекшую неделю не отмечено существенных изменений в структуре плановой выработки, а в сравнении с аналогичным периодом прошлого года доля плановой выработки гидроэлектростанций оказалась больше почти на 15%.
В Европейской части РФ и на Урале на ТЭС пришлось 68,96% выработки, на ГЭС и АЭС – 11,25% и 19,79% соответственно. В Сибири структура выработки сформировалась следующим образом: ТЭС – 47,78%, ГЭС – 52,22%.
Во всех наблюдаемых регионах по сравнению с предыдущей неделей отмечено падение индексов равновесных цен на электроэнергию, за исключением Иркутской области и Республики Бурятия. Значение индекса равновесных цен ниже установленного значения тарифа на 2009 год отмечено в 2 из 64 наблюдаемых регионов.
Индекс равновесной цены в Европейской части РФ и на Урале за неделю снизился на 13% (и вырос на 4,9% по сравнению с прошлым годом) - до 618,9 руб/МВт.ч. В Сибири индекс за неделю снизился на 2,2% (а по сравнению с прошлым годом на 3,6%) – до 478,74 руб/МВт.ч.
Общая задолженность участников рынка по состоянию на 21 апреля выросла за неделю более чем на 2,1 млрд. рублей и составила 29,5 млрд. рублей. По ценовым зонам наблюдается рост задолженности на сумму около 1,9 млрд. рублей, а по неценовым зонам – более 0,2 млрд. рублей Задолженность, образовывающаяся на оптовом рынке в 2009 году, частично должна быть погашена за счет поступления в бюджеты субъектов РФ денежных средств на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования.
В 2009 году планируется принятие постановления Правительства РФ о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике в 2009 году.
В настоящее время проект данного постановления разработан и находится на согласовании в соответствующих министерствах и ведомствах.
22 апреля 2009 года, в Международный день Земли, ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» (ДЗО ОАО «РусГидро») направила 150 благодарственных писем «Золотая опора Чувашии» лучшим потребителям электрической энергии по результатам работы в 2008 году.
22 апреля 2009 года, в Международный день Земли, ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» (ДЗО ОАО «РусГидро») направила 150 благодарственных писем «Золотая опора Чувашии» лучшим потребителям электрической энергии по результатам работы в 2008 году.
Благодарственные письма, своеобразные «сертификаты качества», это знак публичного признания, благодарности и взаимного уважения энергетиков и потребителей.
В 2009 году конкурс «Золотая опора» проходит на территории Чувашии уже в пятый раз. Конкурс организован ОАО «Чувашская энергосбытовая компания», гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории республики, при поддержке Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики и республиканской службы по тарифам Чувашии.
В отличие от прошлых лет, ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» в 2009 кризисном году, решила отметить не двенадцать лучших потребителей электрической энергии, а всех потребителей республики, которые по итогам года и прохождения осенне-зимнего максимума наиболее полно выполняли условия договоров энергоснабжения, соблюдали графики оплаты и заданные режимы энергопотребления. 17 апреля 2009 года конкурсная комиссия подвела итоги конкурса «Золотая Опора» на лучшего потребителя электрической энергии в 2008 году с учетом соблюдения сроков оплаты I квартала 2009 года.
По итогам конкурса «Лучшими потребителями» электрической энергии признаны 150 (из 8 000) промышленных, бюджетных, предприятий ЖКХ, сельского хозяйства и малого бизнеса. В адрес руководителя каждого из предприятий будет направлено благодарственное письмо «Золотая опора Чувашии». Благодарственные письма будут направлены также в адрес глав всех районов Чувашской Республики, чьи предприятия стали опорой энергетики региона и в целом России. Победить в конкурсе «Золотая опора» престижно, ведь лучшие потребители повышают свой имидж не только в глазах энергетиков, но и среди своих партнеров.
Символично, что ЧЭСК, отметив 150 лучших предприятий Чувашии в Международный день Земли, оказалась кратной одной важной цифре. По астрономическим данным расстояние от Солнца до Земли составляет 150 млн. километров, или 150 млрд. человеческих шагов (если один шаг равен одному метру). Эта цифра идеальна для человечества в целом в пропорциях расстояний между планетами Солнечной системы, а значит и в устройстве и существовании Вселенной. С учётом этого расстояния, для жителей Земли энергия Солнца – свет и тепло, необходимы для жизни. Чувашская энергосбытовая компания проводит на территории республики клиентоориентированную политику, и для нее важен каждый добросовестный потребитель, как образец доброжелательного партнёрства.
«Наша компания сегодня, как никогда, заинтересована в надежном и платежеспособном потребителе, – отметил Михаил Ширунов, генеральный директор ОАО «Чувашская энергосбытовая компания». - Время заставляет по-новому строить деловые и доверительные отношения с клиентами, повышать качество предоставляемых услуг. Отношения с потребителями в условиях мирового финансового кризиса дорожают. Награждение по итогам конкурса «Золотая опора Чувашии» - это способ отблагодарить наших дисциплинированных потребителей за ответственное отношение к своим обязанностям, ведь именно они сегодня являются опорой и гарантами дальнейшего развития энергетики страны. К словам благодарности в адрес потребителей хочу отметить, что 150 – это для Чувашии не предел и предприятия могут быть в список добавлены. Надеюсь, что конкурс станет мощным стимулом для соблюдения расчетной дисциплины добросовестных клиентов».
«Я не считаю, что снижение инвестиционной программы госкомпаний на 40%, сформированной по их запросам в 2008 году, является основанием для пересмотра государственной политики в области инвестпрограмм», - заявил министр энергетики РФ Сергей Шматко.
«Я не считаю, что снижение инвестиционной программы госкомпаний на 40%, сформированной по их запросам в 2008 году, является основанием для пересмотра государственной политики в области инвестпрограмм», - заявил министр энергетики РФ Сергей Шматко.
«Вопросы, касающиеся реализации инвестпрограмм государственными компаниями мы планируем обсудить в ближайшее время», - сообщил Сергей Шматко, отметив, что «у нас есть очень хороший потенциал с точки зрения снижения издержек производства в рамках антикризисной программы реализуемой правительством».
По его словам, Минэнерго России в ближайшее время планирует завершить анализ инвестиционных программ частных энергокомпаний, и только после этого возможна корректировка генсхемы размещения объектов электроэнергетики в части, касающейся сроков и перераспределения площадок строительства.
«У нас есть поручение премьер-министра в апреле месяце провести анализ выполнения инвестиционных программ частными компаниями электроэнергетики по заключенным договорам поставки мощности. Решения по трансформации этой программы, касающиеся переноса места расположения и срока ввода объектов, возможны только после того как будет сделан такой анализ. Но это не в коем случае не связано с принципиальным решением об изменении объемов инвестиционных программ», - сказал министр энергетики.
Сергей Шматко указал, что в рамках сложившейся в стране экономической ситуации и в зависимости от фактически складывающейся энергоконъюктуры, возможно изменение сроков строительства и расположения энергообъектов, но при сохранении объемов ввода мощностей.
По его словам, одной из особенностей сегодняшней ситуации в электроэнергетике является резкая дифференциация энергопотребления по регионам. «В целом по стране в 2009 году ожидается снижение электропотребления в среднем на 4,5%. Есть регионы, где расположены крупные металлургические или химические производства, там электропотребление снижается на 18-20%, в других регионах, например в Москве и на Северо-западе потребление практически не изменилось. Но есть регионы, где даже в этот кризисный период энергопотребление растет. Это юг России, Краснодарский край, а также северные регионы», - сказал министр.
Правительство РФ и в дальнейшем будет предельно аккуратно подходить к вопросам индексации тарифов на услуги естественных монополий, сказал премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая перед депутатами Госдумы с первым отчетом о работе правительства.
Правительство РФ и в дальнейшем будет предельно аккуратно подходить к вопросам индексации тарифов на услуги естественных монополий, сказал премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая перед депутатами Госдумы с первым отчетом о работе правительства.
"Полное замораживание тарифов - это эффектное, но далеко не всегда эффективное решение. Внешне может быть и правильно, а на деле может привести к сокращению внутреннего спроса", - сказал премьер, отметив, что таким образом он отвечает на вопросы депутатов. Он видит реальный выход в другом - в создании конкурентной среды, внедрении энергосберегающих технологий, современных логистических схем.
"И конечно, когда мы говорим о тарифах, мы не должны забывать о повышении эффективности самих естественных монополий, их прозрачности для государства и населения", - напомнил премьер.
Власти РФ уже пошли на сокращение темпов роста тарифов в интересах всей экономики, передает РИА Новости. Так, среднегодовой рост тарифов на газ для населения составит 16,3% (ранее - 25%), для экономики - также 16,3% вместо планировавшихся 19,6%. Тарифы на тепловую энергию будут увеличены на 18% вместо 22%.
Темпы индексации тарифа на электроэнергию не изменились - для промышленности 19%, для населения 25%. Это связано с исполнением обязательств по реализации инвестиционных программ.
«Цель ремонтной программы – повышение надежности работы энергооборудования и электрических сетей, - отметил директор филиала «Мордовэнерго» Михаил Дралин. – Это значительно уменьшит потери при передаче электроэнергии и снизит аварийность».
«Цель ремонтной программы – повышение надежности работы энергооборудования и электрических сетей, - отметил директор филиала «Мордовэнерго» Михаил Дралин. – Это значительно уменьшит потери при передаче электроэнергии и снизит аварийность».
63,5 млн. руб. в 2009 году планирует направить на ремонтную программу филиал ОАО «МРСК Волги» - «Мордовэнерго». Из них 7,7 млн. руб. пойдет на ремонт основного электротехнического оборудования 9-ти подстанций 110 кВ. Будут капитально отремонтированы 2 подстанции 35 кВ, 105 трансформаторных подстанций 6-10/0,4 кВ. Значительные средства энергокомпания направит на ремонт высоковольтных линий, общая протяженность которых составит 237 км.
Особое внимание будет уделено не только применению современного энергетического оборудования, но и вопросам его оптимальной стоимости.
В Министерстве энергетики РФ состоялось совещание с представителями администраций субъектов РФ по вопросам согласования инвестиционных программ электроэнергетических компаний.
В Министерстве энергетики РФ состоялось совещание с представителями администраций субъектов РФ по вопросам согласования инвестиционных программ электроэнергетических компаний.
В мероприятии также приняли участие руководители энергетических организаций, представители государственных ведомств - Министерства регионального развития РФ, Министерства экономического развития РФ и ФСТ РФ.
Основной задачей совещания стало выяснение позиции регионов относительно дальнейших планов строительства энергообъектов. Рассматривался вопрос о совершенствовании технологий и механизмов согласования инвестиционных программ энергокомпаний на региональном уровне.
В настоящее время большая часть инвестиционных программ компаний электросетевого комплекса согласована с администрациями субъектов РФ. Фактически Минэнерго России сверило с регионами понимание ситуации с энергопотреблением и инвестициями. Администрации регионов увидели ситуацию в целом по стране и своим объединенным энергосистемам (ОЭС), т.е. они приняли непосредственное участие в прогнозировании дальнейших событий. Главная особенность в энергопотреблении сегодня – стабилизация и замедление спада. По объединенным энергосистемам регионов наблюдается четкое определение в темпах роста, малого спада и спада. Внутри ОЭС дифференциация темпов спада или роста – еще больше, т.е. картина еще сложнее и поэтому требует участия в работе по развитию электросетевого комплекса администрации регионов.
Несмотря на столь сложную обстановку, с подавляющим большинством регионов были согласованы уточненные инвестиционные программы сетевых компаний в новых условиях с актуализацией по объектам, средствам и срокам. Процесс уточнения остальных инвестиционных программ будет закончен в ближайшее время.
По мнению участников совещания, региональные власти должны еще раз с участием энергетиков внимательно проверить потребности и возможности каждого нового потребителя, для которого строятся сетевые объекты. Нельзя строить сети «в никуда», т.е. без реальной и обоснованной потребности – это абсолютно недопустимо сегодня, в условиях острого дефицита инвестиционных ресурсов в электроэнергетике.
Министерство энергетики РФ будет усиливать координирующую функцию, особенно по межрегиональным вопросам, требующим внимания на федеральном уровне.
17 марта Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ признал правомерность применения при расчетах за поставленную электроэнергию свободных (нерегулируемых) цен.
17 марта Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ признал правомерность применения при расчетах за поставленную электроэнергию свободных (нерегулируемых) цен.
Судебное разбирательство между ОАО «Вологодская сбытовая компания» и ООО «Газпромэнерго» завершено. Правомерность ведения расчетов энергосбытовой компании в отношение данного потребителя по свободным (нерегулируемым) ценам доказана в высшей арбитражной инстанции в России.
Напомним, что с 2006 года в связи с изменением механизма ценообразования в электроэнергетике РФ (Постановление Правительства РФ от 31.09.20006г. № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики») многие сбытовые компании столкнулись со сложностью трансляции нерегулируемых цен оптового рынка при расчетах с клиентами розничного рынка электроэнергии. Проблема заключалась в том, что многие потребители отказывались применять свободные цены в расчетах за потребленную электроэнергию, ссылаясь на отсутствие соглашения сторон. Однако, как показала практика, во многих случаях потребители не соглашались вносить соответствующие изменения в договоры и уклонялись от подписания данных соглашений.
По всей России суды занимали противоречивые позиции в решении данного вопроса. «Дело было важным и самое главное принципиальным для всей отрасли. Мы надеемся, что решение Высшего Арбитражного Суда РФ позволит привести судебную практику по данной категории дел к единообразию» — подчеркнул заместитель генерального директора ОАО «Вологодская сбытовая компания» Андрей Выдров.
Предложение об изменении системы оплаты электроэнергии сбытовым компаниям направлено Некоммерческим партнерством (НП) "Совет рынка" в Минэнерго РФ.
Предложение об изменении системы оплаты электроэнергии сбытовым компаниям направлено Некоммерческим партнерством (НП) "Совет рынка" в Минэнерго РФ.
Сегодня на энергосбытовые компании легла основная нагрузка, связанная с неплатежами за поставленную электроэнергию. Эта ситуация сложилась в результате существующей системы оплаты электроэнергии поставщикам оптового рынка: Сбыты рассчитываются за поставки четыре раза в месяц - 7, 14, 21 и 28 числа каждого месяца. При этом сами сбытовые компании получают оплату электроэнергии конечными потребителями только в конце месяца, в лучшем случае, либо в середине следующего месяца, то есть по факту предоставления счетов. Образующиеся кассовые разрывы ранее покрывались сбытовыми компаниями за счет кредитов. Однако в условиях кризиса привлечение кредитования стало проблемным вопросом и сбытовые компании остаются в сложном положении.
Перенос начала оплаты электроэнергии сбытовыми компаниями поставщикам оптового рынка с 7 на 21 число каждого месяца помог бы улучшить сложившуюся ситуацию, так же, как и введение обязательной оплаты потребителями электроэнергии до 15 числа каждого месяца в том объеме, в котором энергия к тому моменту была потреблена.
"Совет рынка" предлагает изменить и регламент введения ограничений энергоснабжения недобросовестных плательщиков.
Принятие этих предложений потребует внесения изменений в действующее законодательство РФ.
11 февраля заместитель Министра энергетики РФ Вячеслав Синюгин принял участие в расширенном заседании Комитета Государственной думы по энергетике, посвященном совершенствованию нормативно-правовой базы функционирования саморегулируемых организаций. Цель заседания - принятие неотложных мер по корректировке действий в сфере работы саморегулируемых организаций.
11 февраля заместитель Министра энергетики РФ Вячеслав Синюгин принял участие в расширенном заседании Комитета Государственной думы по энергетике, посвященном совершенствованию нормативно-правовой базы функционирования саморегулируемых организаций. Цель заседания - принятие неотложных мер по корректировке действий в сфере работы саморегулируемых организаций.
С 1 января 2009 г. отменено обязательное лицензирование строительных организаций. В течение года ожидается их аккредитация в саморегулируемых организациях, объединяющихся по принципу профессиональные объединений в сфере строительства. Подобная реорганизация предусмотрена Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", а также в ряде поправок в Градостроительный кодекс.
Безопасность – функция, которая должна обеспечиваться государством. Но в дополнение к государственной роли, участие саморегулируемых организаций в этом процессе вполне возможно для обеспечения контроля уровня квалификации. Выполнение саморегулируемыми организациями дополнительных функций допустимо и может быть полезно. По словам В. Синюгина, существует три уровня решения проблем, связанных с саморегулируемыми организациями: первый касается вопросов, связанных с возможной корректировкой законодательства в этой сфере, второй уровень решения задач относится к компетенции правительства, третий – корпоративный уровень, касающийся решения задач на уровне корпораций, которые должны внести предложения в законодательные и исполнительные органы власти.
5 февраля в Центре международной торговли заместитель Министра энергетики РФ Вячеслав Синюгин примет участие в пресс-брифинге на тему «Электроэнергетика: новая модель управления отраслью». Мероприятие пройдет в рамках «Форума «Россия 2009», организованном ГК Тройка Диалог.
5 февраля в Центре международной торговли заместитель Министра энергетики РФ Вячеслав Синюгин примет участие в пресс-брифинге на тему «Электроэнергетика: новая модель управления отраслью». Мероприятие пройдет в рамках «Форума «Россия 2009», организованном ГК Тройка Диалог.
На брифинге планируется обсудить темы функционирования и развития российской электроэнергетической отрасли в постреформенный период.
В повестке дня вопросы запуска рынка мощности, реализации инвестиционных программ энергокомпаниями, выполнение Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, а также другие актуальные вопросы отрасли в условиях новой системы взаимодействия государства с субъектами рынка и саморегулируемыми организациями, предусматривающей реализацию в полном объеме стратегических приоритетов государственной политики в электроэнергетике.
В Министерстве энергетики Российской Федерации состоялась российско-норвежская встреча, посвященная сотрудничеству в сфере топливно-энергетического комплекса. Обсуждались вопросы совместного сотрудничества в области энергосбережения, энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии; возможности и перспективы взаимодействия между норвежскими и российскими предприятиями в нефте- и газодобывающем секторе, в частности в вопросах добычи углеводородов на континентальном шельфе, а также вопросы влияния мирового кризиса на ситуацию в ТЭК.
В Министерстве энергетики Российской Федерации состоялась российско-норвежская встреча, посвященная сотрудничеству в сфере топливно-энергетического комплекса. Обсуждались вопросы совместного сотрудничества в области энергосбережения, энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии; возможности и перспективы взаимодействия между норвежскими и российскими предприятиями в нефте- и газодобывающем секторе, в частности в вопросах добычи углеводородов на континентальном шельфе, а также вопросы влияния мирового кризиса на ситуацию в ТЭК.
На встрече была достигнута договоренность о продолжении развития российско-норвежского сотрудничества в сфере энергоэффективности, энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии.
Стороны отметили, что Российская Федерация активно участвует в развитии газового рынка Европы и укреплении взаимного доверия между ведущими газодобывающими компаниями, включая норвежские. Россия поддерживает принципы развития конкурентного рынка и намерена координировать совместные с иностранными партнерами действия по выработке согласованных решений для обеспечения стабильности газовых рынков. В связи либерализацией рынка природного газа в Европе Россия и Норвегия проводят регулярные консультации и координируют свои действия по обеспечению эффективного взаимодействия на рынке газа.
По словам статс-секретаря Министерства нефти и энергетики Норвегии госпожи Стубхолт, Норвегия не рассматривает Российскую Федерацию как конкурента на газовом рынке и приглашает российские компании использовать газотранспортную систему Норвегии.
Кроме того, в рамках визита представителей Министерства нефти и энергетики Норвегии в Москву, вчера в ОАО «Интер РАО ЕЭС» состоялась их встреча с представителями Минэнерго России, ОАО «Интер РАО ЕЭС» и норвежской компании Statnett, на которой стороны обменялись информацией о планах правительств и компаний на норвежском и российской севере, обсудили вопросы экспорта российской электроэнергии в Северную Норвегию, наметили перспективы развития генерирующих и сетевых мощностей в районах общего экономического интереса. Стороны пришили к соглашению о встрече в марте 2009 года для выработки конкретных предложений, представляющих взаимный интерес.
28 января 2009 года заместитель Министра энергетики Российской Федерации В.Ю. Синюгин принял участие в совещании по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года под председательством Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе.
28 января 2009 года заместитель Министра энергетики Российской Федерации В.Ю. Синюгин принял участие в совещании по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года под председательством Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе.
Вячеслав Синюгин представил доклад по развитию энергетической инфраструктуры Уральского федерального округа. Кроме того, он рассказал о ходе реализации приоритетных проектов в регионе, в том числе проектов строительства Уренгойской ГРЭС и Тарко-Салинской ГРЭС.
Совещание подготовило базу для заключения соглашения о взаимодействии между энергокомпаниями и администрацией Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
В Минэнерго России состоялось заседание Совета директоров ОАО "РусГидро" во главе с Председателем Совета директоров – Министром энергетики РФ Сергеем Шматко.
В Минэнерго России состоялось заседание Совета директоров ОАО "РусГидро" во главе с Председателем Совета директоров – Министром энергетики РФ Сергеем Шматко.
На заседании были рассмотрены вопросы инвестиционного развития ОАО «РусГидро», а также избран Комитет по инвестициям и Комитет по стратегии при Совете директоров.
Кроме того, Совет директоров определил основные направления инвестиционной политики ОАО «РусГидро» в предстоящем году, принял к сведению отчет о благотворительной деятельности ОАО «РусГидро» в 2008 году.