Новости отрасли
Правильность расчета цен на электрическую энергию, который в настоящее время осуществляют гарантирующие поставщики, будет контролировать Федеральная Служба по тарифам.
В настоящее время разработан законопроект, в соответствии с которым предусматривается, что государственный контроль за правильностью расчета предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию и мощность, который производится гарантирующими поставщиками, будет производить Федеральная служба по тарифам РФ (ФСТ РФ).
При этом также будет контролироваться и ОАО «АТС» - коммерческий оператор оптового рынка электрической энергии и мощности, но только с точки зрения антимонопольного законодательства.
Как сообщает Минэкономразвития, конечной целью этого законопроекта является недопущение манипуляций субъектов рынка электрической энергии и мощности при определении конечных цен на электрическую энергию и мощность, применяемых в расчетах с потребителями.
Документ разработан в рамках плана законопроектной деятельности правительства на 2013 год.
Стоит отметить, что ранее уже были прецеденты, когда некоторые гарантирующие поставщики неверно применяли или рассчитывали цены на электрическую энергию. При этом Федеральная антимонопольная служба вынесла в отношении этих гарантирующих поставщиков соответствующие предписания и оштрафовала их.
Источник: www.energo-konsultant.ru
Управляющие компании (УК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ) с 1 июля будут платить штрафы за неустановку в домах счетчиков тепла, воды и электроэнергии, сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович на рабочем совещании премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с вице-премьерами в понедельник.
"Собственникам жилья было отведено 2,5 года для проведения этой работы (установка счетчиков - прим. ИФ-АФИ) - до 1 июля 2012 года, при неустановке счетчиков собственниками еще год был отведен управляющим компаниям, либо товариществам собственников жилья для завершения этой работы - до 1 июля 2013 года", - напомнил вице-премьер.
По его словам, на конец 2012 года обеспеченность счетчиками тепла и воды была на уровне 50%, счетчиками электроэнергии - порядка 60%. "До 100% еще далеко. Законодательство говорит о том, что после 1 июля при выявлении отсутствия приборов учета организации, поставляющие ресурс, должны установить приборы учета, а собственники квартир - обеспечить доступ к тем местам, где необходимо установить счетчики, а также оплатить расходы по установке", - отметил А.Дворкович.
Он подчеркнул, что для лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов, предусмотрены административные штрафы за невыполнение таких обязательств. Так, для должностных лиц в управляющих компаниях и ТСЖ штрафы будут составлять от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей, для юрлиц - от 20 тыс. рублей до 30 тыс. рублей. Граждане платить штрафы не будут. "Никаких финансовых последствий для граждан не будет до 1 января 2015 года", - сказал вице-премьер.
Он также отметил, что правительство рассчитывает, что принятые меры позволят простимулировать процесс установки счетчиков и "в основном, хотя не в полной мере, завершить работу к этому сроку (к 1 января 2015 года)".
В свою очередь премьер-министр отметил, что срок установки счетчиков уже неоднократно переносился, между тем установка таких счетчиков позволит увеличить эффективность использования энергоресурсов, "сделать дома менее энергозатратными, сделать максимально прозрачными и справедливыми коммунальные платежи". Аналогичная работа, напомнил он, должна была быть проведена и в нежилых зданиях, она продолжается уже год и до сих пор не завершена.
Источник: «ИНТЕРФАКС»
По заявлением Министерства экономического развития РФ , показатели роста тарифов на электрическую энергию на 2014-2016 г. будут скорректирована в стороны снижения.
По словам заместителя министра экономического развития РФ Андрея Клепача, параметры роста тарифов на электрическую энергию на 2014-2016г. будут скорректированы. При этом предполагаемый рост тарифов на услуги естественных монополий на 2013г. останется на прежнем уровне. Однако показатели на 2014-2016гг. могут быть скорректированы в сторону снижения.
Кабинет министров в четверг принял за основу умеренно-оптимистичный вариант прогноза социально-экономического развития РФ на 2014−2016 годы.
При этом, Андрей Клепач пояснил, что корректировка коснется тарифов на газ и как следствие будут пересмотрены и прочие тарифы, но корректировки необходимо вносить аккуратно, так чтобы не нанести ущерб инвестпрограммам монополий.
По словам замминистра, в ходе обсуждения рассматривались различные варианты. Были даже предложены различные сценарии предполагающие полную заморозку тарифов естественных монополий. Он добавил, что окончательные подходы к динамике тарифов с учетом поручений президента и главы правительства.по сдерживанию темпов их роста, еще не выработаны и будут обсуждаться далее.
Минэкономразвития ранее предлагало снизить темпы роста тарифов на газ для промышленных потребителей до 5% с предлагавшихся 15% и на электроэнергию для сетевых организаций — до 6% с 10% в 2014−2016 годах, при этом изменения в темпах роста тарифов для населения не предполагаются.
Минэнерго предлагает при задержке платы за электроэнергию штрафовать потребителей на 17,7% годовых. За кражу энергии ведомство и вовсе предлагает сажать на шесть лет.
По информации «Известий», Минэнерго предлагает ввести уголовную ответственность за хищение электроэнергии. Это одна из мер, предлагаемых ведомством для укрепления платежной дисциплины среди потребителей. Еще один шаг - пени для неплательщиков, причем как для компаний, так и для населения. По замыслу министерства ставка, которую будут взимать при задержке платы за электроэнергию с потребителей, составит 17,7% годовых. Вопрос о новых санкциях против недобросовестных потребителей энергии расколол экспертное сообщество.
Проблема неплатежей в энергосекторе остается серьезной проблемой уже долгое время. В последние месяцы вопрос неоднократно поднимался на совещания у президента Владимира Путина и на совещаниях в правительстве: борьба с неплатежами в секторе объявлена одной из приоритетных задач. По данным НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, долг розничных потребителей за электроэнергию к концу прошлого года достиг 150 млрд рублей.
Минэнерго подготовило проект закона, вносящего поправки в ряд нормативных актов, направленных на ужесточение платежной дисциплины среди потребителей энергоресурсов. Новые санкции предлагается распространить как на юридические лица, так и на граждан, следует из законопроекта, направленного на рассмотрение правительства (копия есть в распоряжении «Известий»).
Для введения реальной уголовной ответственности за несанкционированный отбор электроэнергии Минэнерго предлагает дополнить статью 158 Уголовного кодекса, приравняв хищение электроэнергии к хищению углеводородов из газо- и нефтепроводов. Максимальный срок наказания по этой статье составляет до шести лет лишения свободы, а в случае совершения группой лиц или в особо крупном размере (ущерб более 1 млн рублей) - до 10 лет. Кроме того, на виновного может налагаться штраф до 1 млн рублей. Надо отметить, что в настоящее время хищение электроэнергии теоретически подпадает под статью 165 УК (до трех лет лишения свободы), однако юристы не помнят случаев реального применения таких санкций.
Кроме привлечения к уголовной ответственности за хищение электроэнергии предлагается увеличить штрафы за самовольное подключение к электрическим сетям и установить фиксированную пеню за несвоевременную оплату электроэнергии. Штраф будет рассчитываться как 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент срока оплаты. Сейчас этот показатель соответствует 17,7% годовых на сумму просрочки. Увеличение пени не допускается, зато ставка приближена к стоимости потребительских кредитов и должна стимулировать своевременную оплату услуг электроснабжения. В пояснительной записке к законопроекту специалисты Минэнерго указывают, что некоторые потребители предпочитали задерживать платежи на длительный срок и таким образом фактически кредитоваться под более низкий, чем в банке, процент за счет поставщика электроэнергии.
Еще одним нововведением будет разрешение подключения опосредованных потребителей (субабонентов) только при наличии раздельных энергоустройств (раздельного ограничения режима потребления). То есть, к примеру, крупный потребитель сможет подключить к электроснабжению объект, принадлежащий другому собственнику, только в том случае, если их можно по отдельности отключать от сети.
По мнению председателя думского комитета по энергетике Ивана Грачева, ужесточение штрафных санкций вряд ли окажет существенное воздействие на ситуацию.
- Необходимо всеми силами уменьшать число посредников между конечным потребителем и поставщиком электроэнергии, именно в них сейчас основная проблема и основные махинации, - считает Грачев. - Что касается уголовной ответственности для граждан, то тут я однозначно против такой меры. Кстати, граждане как раз более-менее нормально оплачивают электричество, а вот организации-посредники эти платежи тормозят.
С точки зрения заместителя руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергея Кондратьева, ужесточение ответственности за несанкционированные подключения к энергосетям и хищение электроэнергии безусловно нужно, вплоть до уголовной ответственности.
- Разумеется, применение жестких санкций должно быть строго дифференцировано в зависимости от масштаба содеянного, иначе мы можем получить вал таких дел, - говорит эксперт. - Но в южных регионах это действительно необходимо - несанкционированные подключения поглощают многие проценты энергии, отпущенной в сеть. Доходит до того, что представители сбытовой компании приезжают, отключают такого самовольно подключившегося, а он через день или два подключается снова. Сбытовой компании об этом становится известно через несколько месяцев, и всё повторяется снова. И такая ситуация длится годами.
По мнению Сергея Кондратьева, введение высокой ставки пени за просрочку платежей позволит в первую очередь выровнять платежи в течение года. Люди часто платят за электроэнергию раз в несколько месяцев, а то и раз в год, отмечает эксперт. И хотя собираемость платежей по году в целом в России порядка 90%, такая неравномерность платежей создает определенные трудности для сбытовых компаний.
Разделяет такую точку зрения и аналитик ИГ «Энергокапитал» Василий Копусов.
- Сейчас сложно сказать, как будут работать эти изменения в законодательстве, какова будет их эффективность. Однако нельзя не отметить, что такая ставка пени достаточно велика и будет существенным стимулом для потребителей к своевременной оплате, - говорит аналитик. - Если применить такую ставку к промышленным объектам, мера получается очень серьезная. Действующая сейчас ставка минимальна, она таким стимулом практически не является, и многие этим пользуются.
Источник: газета "Известия"
1 марта в правительстве РФ прошло совещание, посвященное электроэнергетике страны, говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
Глава правительства Дмитрий Медведев заявил, что главное достижение отрасли на сегодня — предотвращенная угроза дефицита генерирующих мощностей. Также начато строительство новых энергоблоков и электростанций. За последние четыре года частные инвестиции в отрасль составили коло триллиона рублей, примерно та же сумма вложена государственными сетевыми компаниями.
Задачами отрасли премьер назвал совершенствование модели рынка и привлечение долгосрочных инвестиций. Чиновник отметил, что энергопотребление в стране растет, и прогнозы до 2030 года предполагают сохранение тенденции.
Проблема отрасли — износ основных фондов. По экспертным оценкам, выработанный нормативный срок эксплуатации - около 70 % сетей, 60 % генерирующего оборудования функционирует 30 и более лет. Также для потребителя запутанным остается ценообразование.
Также Дмитрий Медведев напомнил, что в стране создана единая управляющая компания "Российские сети", она займется развитием распределительного сетевого комплекса.
В последнее время появляются различные системы интеллектуального контроля и управления разнообразными процессами. Производство, передача, распределение и потребление энергоресурсов - одна из сфер применения «умных технологий».
«Умный дом» - это совокупность множества интеллектуальных систем различных уровней сложности, включающих в себя учет и управление потреблением энергоресурсов («умные счетчики», системы автоматического регулирования подачи тепла и горячей воды, системы энергоэффективного обогрева и аккумулирования энергии, в том числе с использованием возобновляемых источников и тепловых насосов), систем управления безопасностью (видеонаблюдение, сигнализации и датчики с дистанционным доступом и оповещением), а также систем управления комфортом (автоматическое управление освещением, шторами и роллетами, кондиционированием, обогревом, увлажнением и вентиляцией помещения и т.п.).
Одной из ключевых задач «умных систем» является снижение потребления жизнеобеспечивающих ресурсов - электроэнергии, горячей и холодной воды, тепла, газа.. Множество производителей предлагают самое разнообразное оборудование, целью установки которого является снижение расходов жильцов на оплату жилищно-коммунальных услуг в индивидуальных и многоквартирных домах. При этом повышается удобство пользования коммунальными услугами, упрощается их учет, контроль и оплата. Ведь повышение комфортности проживания (а не только прямой экономический эффект) - одна из важнейших задач «умного дома».
К сожалению, разобраться во всех тонкостях подбора и установки современного оборудования, позволяющего сокращать энерго- и водопотребление, а следовательно, и расходы жителей, не всегда просто даже высококвалифицированному специалисту. При этом все жилые дома, на которых устанавливаются элементы «умного дома» можно разделить на 4 группы:
- 1) Новые индивидуальные дома, где будущий хозяин на стадии строительства пытается реализовать различные элементы «умного дома»;
- 2) Уже существующие (построенные) индивидуальные дома, где хозяин пытается реализовать элементы «умного дома», пытаясь не повредить существующую отделку и вписать их в существующие архитектурные и проектировочные решения;
- 3) Новые многоквартирные дома, где элементы «умного дома» закладываются на стадии проектирования;
- 4) Старые многоквартирные дома, где установка подобных элементов, как правило, сопровождается ремонтом, в том числе капитальным или реконструкцией дома.
Кроме «умных» жилых домов существуют также «умные офисы». Здесь активнее используются серверные системы, высокоскоростной интернет, в т.ч. для контроля пропускного режима, учета сотрудников и посетителей.
За то, чтобы дом «поумнел», как правило, должны заплатить его собственники.
Если это новый дом - «умные системы» удорожают стоимость строительства и проектирования (окупаемую для собственника экономией энергоресурсов за десятилетия жизненного цикла дома). Для застройщика «умные системы» подчеркивают особенность, престижность дома или офиса, поэтому часто окупаются на стадии продаж квадратных метров. Если здание сдано в эксплуатацию и там живут люди, располагаются офисные или производственные помещения, расходы на установку современных систем учета ресурсов и энергосбережения полностью несут собственники. Чтобы провести такие работы и внедрить новое оборудование, нужно согласие всех собственников помещений без исключения, а это иногда затруднительно.
Можно реализовывать проект «умного дома» системно, когда охватываются практически все ресурсы и все системы жизнеобеспечения (безопасность, климат и т.п.). но наиболее эффективно и менее рискованно реализовать только часть «умных систем», наиболее востребованных и имеющих понятные источники и сроки окупаемости. Две наиболее массовые и простые в реализации системы - это установка АСКУЭ (автоматической системы коммерческого учета электроэнергии) и устройств управления освещением на лестничных клетках.
Установка АСКУЭ решает следующие задачи:
- снимаются проблемы корректного и точного учета электроэнергии, снятия показаний - теперь снятие показаний происходит автоматически;
- минимизируются внутридомовые потери электроэнергии (в том числе прямое воровство), с введением в действие Постановления правительства № 354 внутридомовой расход предъявляется собственникам квартир и помещений;
- как правило, «умные» приборы учета позволяют реализовать все возможные тарифные меню. Сейчас в России возможны одноставочный, двухтарифный (день-ночь) и трехтарифный (ночь-пик-полупик) учет, возможно введение уменьшенного тарифа выходного дня;
- часто такие приборы содержат устройства (реле), позволяющие дистанционно управлять потреблением;
- контролерам теперь не нужно стучаться в квартиры там, где проектом предусмотрена установка счетчика внутри квартир - это удобство и для жильца и для энергосбытовой компании;
- если приборы учета позволяют фиксировать показатели качества электроэнергии, то жильцы, управляющая компания или ТСЖ имеют возможность документально подтвердить факт поставки некачественного ресурса. То есть, например, если в квартире от скачка напряжения вышли из строя бытовые электроприборы, то в случае суда собственник без труда возместит причиненный ему ущерб.
Не только снятие показаний можно производить автоматически, но и доставку абоненту счета - счет за энергоресурсы и проживание может приходить по электронной почте, размещаться в «личном кабинете» на сайте.
Автоматизированная система коммерческого учета энергоресурсов включает в себя индивидуальные (квартирные) и общедомовые приборы учета, а также устройства сбора и передачи данных, работающих на основе новых технологий. Все приборы учета в доме объединены в общую сеть. Информация о потреблении электроэнергии может передаваться тремя способами:
- по силовой сети (PLC-технология);
- по радиоканалу;
- посредством витой пары.
Каждый из способов имеет достоинства и недостатки, но наиболее часто используется технология PLC. Эта технология открывает новые возможности при реализации идеи «умного дома»: потенциально все электрические приборы могут быть связаны в единую информационную сеть с возможностью централизованного и дистанционного управления. В простейшем варианте, при связи приборов учета, PLC-технологии позволяют в режиме реального времени фиксировать потребление энергоресурсов каждым абонентом. Это тоже способствует моментальному выявлению фактов хищения в многоквартирном доме.
Передача данных по радиоканалу (например, технология ZigBee) позволяет избежать прокладки проводов, что потенциально позволит подключать соответствующие счетчики и датчики не только электроэнергии, но и тепла, газа, горячей и холодной воды. Основная особенность технологии ZigBee заключается в том, что она при малом энергопотреблении поддерживает не только простые топологии сети («точка-точка», «дерево» и «звезда»), но и самоорганизующуюся и самовосстанавливающуюся ячеистую (mesh) топологию с ретрансляцией и маршрутизацией сообщений. Кроме того, спецификация ZigBee содержит возможность выбора алгоритма маршрутизации, в зависимости от требований приложения и состояния сети.
Установка автоматизированных систем учета энергоресурсов снимает необходимость содержания низкоквалифицированных специалистов, которые регулярно совершают обходы для снятия показаний с приборов учета и контролируют исправность работы счетчиков. Если из строя выходит любой элемент системы, ошибка моментально фиксируется, ее остается только грамотно устранить. Разумеется, специалисты все равно потребуются - для контроля и устранения неисправностей систем «умного дома». Но, работников потребуется меньше и это будут специалисты высокого класса.
Вторая часть систем «умного дома» - это системы управления освещением. Энергоэффективное освещение включает две составляющих:
- энергоэффективные светильники (как правило, люминесцентные, в том числе компактные люминесцентные лампы или светодиодные лампы;
- устройства управления освещением. Эти устройства делятся на таймеры, включающие и выключающие освещение в определенное время, датчики освещенности, датчики движения, акустические датчики, по шуму определяющие приближение человека. Также могут использоваться устройства, увеличивающие или уменьшающие поток света и, соответственно, потребляемую на освещение мощность.
Конечно, система автоматизированного коммерческого учета энергоресурсов и система управления освещением - только некоторые из возможных систем «умного дома». Однако это одни из наиболее изученных и зарекомендовавших себя в эксплуатации систем, которые приносят реальную выгоду. В дальнейшем, конечно, планируется добавление таких элементов «умного дома», связанных с управлением тепловым режимом здания, аккумуляцией электроэнергии и использованием нетрадиционных источников, таких как солнечные панели или тепловые насосы. Однако начинать «сборку» «умного дома» необходимо все равно с хорошо изученных и положительно зарекомендовавших себя технологий. И, наконец, «умные дома» и «умные офисы», с добавлением элементов «умной инфраструктуры» (автоматические светофоры, «разруливающие» пробки, видеокамеры на улицах, различные указатели и табло, автоматическое уличное освещение и т.п.) могут собираться в «умные города».
Источник: газета «Энергетика» (январь 2013)
На совещании по вопросам совершенствования управления в электросетевом комплексе страны, которое провел 15 октября Президент России Владимир Путин, были приняты принципиальные решения о реорганизации этой отрасли. На сегодня Президентом России подписан указ, в соответствии с которым создается Федеральная компания по управлению электросетевым комплексом Российской Федерации.
Компания будет создана путем переименования ОАО «Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний» в Открытое акционерное общество «Российские сети». Вторым шагом станет внесение в уставный капитал ОАО «Российские сети» акций ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», находящихся в федеральной собственности (79.55% акций). Таким образом, ОАО «ФСК» и межрегиональные распределительные сетевые компании, как самостоятельные операционные компании, будут находиться на одном уровне управления.
Министр энергетики РФ Александр Новак прокомментировал преобразования в электросетевом комплексе:
«Создание этой компании в первую очередь направлено на улучшение качества тех услуг, которые сегодня электросетевой комплекс оказывает потребителю», – отметил Министр. «Эти меры направлены на повышение эффективности и снижения издержек в электросетевом комплексе, на повышение надежности и качества оказания услуг, на сдерживание тарифов для конечных потребителей. Эти меры позволят также улучшить ситуацию, связанную с подключением к сетям конкретных промышленных предприятий, объектов малого и среднего бизнеса, населения.
Можно выделить и другие важные задачи, которые планируется решать в рамках дальнейшего развития электросетевого комплекса. Речь идёт о поэтапном привлечении частного капитала в энергетику, о создании условий для большей прозрачности управления электросетевым хозяйством и реализации инвестиционных программ компаний. А также – о синхронизации и модернизации сетевых комплексов в регионах с территориальными программами развития.
Также важно отметить, что указом предусмотрено поручение Правительству Российской Федерации в течение трех ближайших месяцев разработать стратегию развития отечественного электросетевого комплекса.
То есть указ направлен не просто на механическое объединение управляющих компаний, а именно на те принципиальные решения, которые позволят улучшить инвестиционный климат через регуляторные (тарифные) изменения, которые должны учитывать параметры надёжности и качество обслуживания потребителей. А также – на сравнение затрат между разными сетевыми компаниям, ликвидацию перекрёстного субсидирования. Добавлю, что государство сохраняет контроль и управление над ОАО «Российские сети» и ОАО «ФСК» как над стратегически важными для страны компаниями», – резюмировал Александр Новак.
Распоряжение правительства РФ № 1650-р от 10 сентября 2012 года утвердило комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг. Нововведения предусматривают, что плата за потребленные ресурсы (электроэнергию, воду, газ, тепло) для бережливых домохозяйств, объем потребления которых не превысил величину установленной социальной нормы потребления, будет полностью оплачиваться по существующему (низкому) тарифу, в то время как домохозяйства, превысившие величину социальной нормы, будут вынуждены оплачивать коммунальную услугу в части превышения по более высокому тарифу.
Первоначально социальная норма потребления будет установлена в электроэнергетике, затем в водоснабжении, впоследствии - в теплоснабжении и газоснабжении. Новые принципы оплаты коммунальных услуг в каждой из отраслей будут внедряться не единовременно, предполагается сначала опробовать нововведения в ряде пилотных регионов. Одна из задач, которую должна решить вводимая социальная норма, - определить разумные рамки достаточного уровня потребления того или иного ресурса для нормальных условий жизни. Сделать это, не имея статистики о реальном уровне потребления по разным типам домохозяйств, невозможно. Поэтому было принято решение начать введение социальной нормы с электроэнергетики, которая характеризуется высокой обеспеченностью населения приборами учета электроэнергии (более 95%) в сравнении с другими отраслями (25-40% в водоснабжении и теплоснабжении). Важен и размер перекрестного субсидирования - в электроэнергетике он самый большой и достиг, по скромным оценкам, 200 млрд. руб.
Пока обсуждается небольшой перечень (10-15) пилотных регионов, где за электроэнергию будут платить по-новому, в числе которых рассматриваются: Архангельская, Владимирская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Курская, Липецкая, Кемеровская, Нижегородская, Самарская области, Забайкальский, Приморский, Хабаровский края, республики Тува, Башкирия и Кабардино-Балкария (при этом во Владимирской, Нижегородской областях соцнорма применяется и в настоящее время). Пилотные проекты проработают весь 2013 год.
С 2014 года принцип применения различных тарифов на электроэнергию для населения «в пределах» и «сверх» социальной нормы будет применяться уже на всей территории страны. Водоснабжение планируется сделать второй отраслью для введения социальной нормы с пилотными проектами в 2014 году и повсеместным введением в 2015-м. К концу 2014 года предполагается представить предложения по введению социальной нормы в газоснабжении и теплоснабжении.
Одна из основных целей введения социальной нормы - сокращение потребления ресурса за счет повышения энергоэффективности и энергосбережения. Вторая, но не менее важная цель установления соцнормы - снижение нагрузки перекрестного субсидирования на сельхозпроизводителей, промышленные предприятия, малый и средний бизнес - то есть тех, кто в настоящее время доплачивает за пониженные тарифы для граждан и приравненных к ним категорий потребителей.
Следует также помнить, что установление в регионе соцнормы на первом этапе весьма усложнит энергосбытовым компаниям процедуру выставления счетов и контроля фактического уровня потребления. Гарантирующим поставщикам в таком регионе придется нести дополнительные расходы, связанные с модификацией программного обеспечения, учетными функциями, расчетами платежей граждан в рамках и сверх социальной нормы, обработкой информации о количестве проживающих, сбором и обработкой массивов данных для целей расчета «перекрестки» и рядом других задач.
При этом ошибочно полагать, что сбытовые компании получат дополнительные доходы от применения тарифа сверх социальной нормы. Средства, собираемые с населения за потребление сверх социальной нормы, действительно появятся, но они пойдут не в карман сбытовой организации, а на уменьшение ценовой нагрузки на прочих потребителей за счет корректировки как сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, так и тарифов на услуги сетевых организаций.
Методика расчета социальной нормы сейчас обсуждается органами власти, изучается опыт регионов, где это весьма успешно использовалось ранее. Статистика показывает, что при установлении нормы в размере, соответствующем среднедушевому потреблению в регионе, 70% потребителей и более практически не заметят ее введения. Прочим придется экономить, задуматься об энергосбережении или платить по дорогому тарифу. Кстати, практика показывает, что к последним относятся в основном достаточно состоятельные граждане, имеющие загородные дома, дорогое электрооборудование, для которых плата за электроэнергию составляет мизерную долю в доходах. По данным сбытовых организаций, уже работающих в регионах с социальной нормой, сокращение потребления наблюдается, если социальная норма установлена на низком уровне - около 50-60 кВт-ч на человека в месяц. Если же она установлена на «вольготном» уровне в 200 кВт-ч, как в Орловской области, то серьезного эффекта ни в сбережении, ни в сокращении перекрестного субсидирования не стоит ждать.
НП ГП и ЭСК считает, что методология должна учитывать интересы потребителей. Прежде всего соцнорма должна зависеть от количества жильцов: чем больше семья, тем больше социальная норма для домохозяйства, но при этом реальное потребление в расчете на одного человека становится меньше; также необходима дифференциация соцнормы для домохозяйств с электрическими плитами или электроотопительными установками и для сельских потребителей. Для одиноких граждан величина соцнормы должна быть больше средней величины. Так, в одном из регионов, где применялось социальное нормирование, среднедушевое потребление и соцнорма составляют 50 кВт на человека в месяц, а для одиноко проживающих - 80 кВт. Тариф сверх соцнормы будет устанавливаться для каждого региона с учетом того, насколько в настоящее время в этом регионе занижены тарифы для населения по сравнению с экономически обоснованными. В России отношение цен (тарифов) для прочих потребителей к тарифу для населения колеблется от 1,2 (Москва и Московская область) до 3 (Иркутская область). Соответственно если ставится задача уменьшить размер перекрестного субсидирования, то целесообразно приблизить тариф на электроэнергию, потребленную сверх нормы, к цене (тарифу) для прочих потребителей.
При этом размер социальной нормы и отношение тарифа сверх нормы к тарифу в пределах соцнормы должны быть взаимоувязаны друг с другом. Нельзя ввести очень маленькую социальную норму и одновременно огромный тариф на электроэнергию, потребленную сверх нормы, - это даст слишком большую дополнительную нагрузку на население. И, наоборот, большая социальная норма в совокупности с весьма лояльным тарифом сверх нормы также не дадут никакого эффекта, разве что добавят работы для сбытовой организации.
При разработке методики расчета соцнормы законодателям придется решить ряд сложных задач. Одной из них является администрирование передвижения граждан - пользователей социальной нормы (если будет принято решение, что норма «следует» за человеком, например, при переезде на лето в дачные дома). В рамках одного региона эту проблему можно решить путем использования уведомлений о месте проживания, но при длительных командировках, переездах или временных поездках из региона в регион будет нужна разработка особого подхода, не требующего от граждан предоставления многочисленных справок и подтверждений.
Другая важная задача связана с риском, заключающимся в том, что некоторые потребители будут стремиться затягивать с предоставлением показаний своего счетчика и оплатой с целью снижения среднемесячного объема потребления за счет месяцев, в которые они были в отпуске или на даче. С целью устранения этого риска предполагается предусмотреть санкции для нарушителей правил (в соответствии с которыми потребитель обязан ежемесячно снимать показания приборов учета и передавать их исполнителю коммунальных услуг). Именно поэтому, по мнению НП ГП и ЭСК, право использования социальной нормы следует увязать с регулярным предоставлением показаний индивидуальных счетчиков.
Данную проблему также могло бы решить распространение современных приборов учета, способных автоматически считывать показания об объемах потребления, но соответствующие счетчики использует лишь малая часть населения. При этом энергокомпании не вправе навязывать потребителю установку дорогих современных счетчиков - сама система отношений должна стимулировать граждан устанавливать приборы умного учета. Возможно, введение социальной нормы будет способствовать распространению современных индивидуальных приборов учета, поскольку гражданам с такими приборами станет проще контролировать свои затраты и влиять на размер платежа за электрическую энергию.
Источник «Независимая газета»
Эти рекомендации содержатся в приказе министерства.
В роли заказчика по договору могут выступать собственники помещений в многоквартирном доме, а исполнителем будет являться управляющая организация, товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищный, жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив либо ресурсоснабжающая организация или иная организация, оказывающая энергосервисные услуги. Также возможен вариант, при котором заказчиком может быть ТСЖ, а исполнителем - ресурсоснабжающая организация.
В договор, считают в Минрегионе, может быть включено условие о том, какая экономия ресурсов может быть достигнута в результате выполнения энергосервисных работ. При этом вознаграждение исполнителей будет напрямую зависеть от достигнутых результатов. Причем исполнитель договора, который проводит работы по повышению энергоэффективности, должен будет нести ответственность за сохранение достигнутого эффекта экономии в течение как минимум от одного года до 3 лет. Для этого необходимо будет обучить персонал, который отвечает за эксплуатацию установленного оборудования. А также своевременно проводить техническое обслуживание.
"Размер экономии, достигнутый в результате исполнения контракта, должен определяться без учета экономии (разности между данными об объеме потребления коммунального ресурса, используемыми до установки прибора учета используемого коммунального ресурса, и данными, полученными при помощи установленного прибора учета), полученной за счет установки прибора учета используемого коммунального ресурса", - информирует приказ.
Одним из условий, как прописано в документе, могут также быть сведения о выполняемых работах, которые должны включать в себя проведение энергетического обследования, работы по установке и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета.
Это условие может быть определено на основании энергетического паспорта или отчета, составленных по результатам проведения энергетического обследования многоквартирного дома, а также на основании данных об объеме потребления коммунальных услуг, определенном по показаниям общедомовых или квартирных приборов учета. При этом тот период времени, усредненные показания счетчиков за который определяются как базовые и от них потом должна считаться экономия ресурсов, должен быть не менее 12 месяцев.
Кроме того, в договоре может быть прописано, что если управляющая компания не справится со своими обязанностями, она должна нести за это ответственность. А также возместить собственникам причиненный ущерб. Еще одна рекомендация - заранее подстраховаться от внесения изменений в договор в одностороннем порядке. Они могут быть возможны только при наличии согласия собственников помещения.
Текст приказа (подчеркнутое дать ссылкой на http://www.rg.ru/2012/09/05/usloviya-dok.html)
Информация размещена с сайта Российской газеты (подчеркнутое дать ссылкой на http://www.rg.ru/2012/09/05/dogovori.html)
21 августа в Казани Министр энергетики РФ А.В. Новак провел совещание по подготовке объектов электроэнергетики Приволжского федерального округа (ПФО) к прохождению осенне-зимнего периода 2012-2013 гг.
В совещании приняли участие Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов,руководители энергокомпаний, представленных на территории округа, органов исполнительной власти субъектов РФ, курирующие вопросы ТЭК.
Совещание по подготовке объектов электроэнергетики Приволжского федерального округа к прохождению осенне-зимнего периода 2012-2013 гг. было проведено в целях исполнения поручений Правительства РФ и в целях обеспечения стабильного прохождения отопительного сезона 2012-2013 гг.
В ходе совещания Министр энергетики РФ А.В. Новак рассказал о мероприятиях, проводимых Министерством в рамках подготовки к ОЗП. В частности, до 1 сентября текущего года Минэнерго России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием представителей Ростехнадзора будут сформированы комиссии по проверке готовности объектов электроэнергетики региона к прохождению ОЗП. По итогам работы комиссий, которые завершат свою работу до 15 ноября текущего года, будет принято решение о выдаче субъектам электроэнергетики паспорта готовности к работе в предстоящий осенне-зимний период.
Кроме того, Минэнерго России организован постоянный контроль за накоплением субъектами оптового рынка электроэнергии запасов основного и резервного видов топлива в соответствии с утвержденными нормативами.
В своем выступлении Министр энергетики РФ А.В. Новак отметил, что в рамках подготовки к ОЗП 2012-2013 гг. энергокомпаниям ПФО предстоит выполнить капитальные и средние ремонты в следующих объемах: котлоагрегатов суммарной паропроизводительностью 47 185 т/ч; турбоагрегатов (гидроагрегатов) суммарной мощностью 12 781 МВт; ВЛ 110-800 кВ протяженностью около 30 тыс км; 233 км магистральных трубопроводов тепловых сетей.
В ходе совещания были заслушаны доклады представителей региональных органов исполнительной власти и энергокомпаний о ходе выполнения мероприятий по подготовке к предстоящему осенне-зимнему периоду.
По словам главы Минэнерго РФ, подготовка к ОЗП в Приволжском федеральном округе идет по графику, имеются необходимые запасы основного и резервного видов топлива. В целом, по сравнению с другими федеральными округами, где уже были проведены подобные совещания, ПФО можно считать лидером по подготовке к ОЗП.
В заключение Министр энергетики РФ А.В. Новак подчеркнул, что от качественной подготовки объектов электроэнергетики Приволжского федерального округа к прохождению осенне-зимнего периода будет зависеть надежное энергоснабжение потребителей в период зимних максимумов нагрузок.
Минэнерго России разработало проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обеспечения готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период». Документ направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов готовности субъектов электроэнергетики ОЗП и устраняет ряд законодательных пробелов в этой части.
В соответствии с абзацем девятым пункта 3 статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) вправе проводить оценку готовности субъектов электроэнергетики к осенне-зимнему периоду. Однако действующее законодательство не содержит достаточных правовых оснований для полноценного осуществления данных функций.
В этой связи Минэнерго России предлагает в Законе «Об электроэнергетике» установить полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению критериев отнесения субъектов электроэнергетики к числу тех, оценка готовности которых к работе в ОЗП осуществляется уполномоченными ФОИВ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, требований готовности и правил оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период.
Проект закона формализует обязанность субъектов электроэнергетики обеспечивать готовности к работе в осенне-зимний период и предоставлять полную и достоверной информацию в ходе проверочных мероприятий.
Законопроектом также предлагаются изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности субъектов электроэнергетики и их должностных лиц за неготовность к работе в ОЗП и предоставление недостоверной или неполной информации входе контрольных мероприятий. В частности предусматривается установление административной санкции в форме штрафа и дисквалификации для должностных лиц и штрафа для юридических лиц.
При этом необходимо отметить, что мероприятия по оценке готовности к работе в осенне-зимний период в настоящее время уже проводятся Минэнерго России и иными заинтересованными органами государственной власти и организациями. Так, в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду 2011/12 года проведены проверки 59 субъектов электроэнергетики, 57 из которых получили паспорта готовности. Благодаря прохождению оценки готовности субъектов электроэнергетики к осенне-зимнему периоду обеспечивается недопущение крупных системных аварий, надежное энергоснабжение потребителей, в том числе и в прошедший осенне-зимний период 2011/12 года.
Принятие законопроекта должно повысить надежность электроснабжения населения, промышленных потребителей, сельского хозяйства, субъектов малого и среднего предпринимательства.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев подписал распоряжение об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2012 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Субсидии на общую сумму более 5,7 млрд руб. распределены между 36 регионами. Объем софинансирования из федерального бюджета одного субъекта Российской Федерации составляет от 45 до 500 млн руб. В этом году 70 субъектов РФ подали заявки, основной причиной отказа в предоставлении субсидии стало отсутствие соответствующего объема финансирования региональной программы энергосбережения из средств бюджета субъекта. Приоритет в софинансировании получат региональные проекты прединвестиционной фазы, т.е. основным принципом отбора проектов является создание предпосылок для привлечения инвестиций в регион. В результате реализуется одна из важнейших задач, закладываемая при оказании поддержки из средств федерального бюджета – стимулирование через софинансирование.
Изданию распоряжения предшествовал значительный объем работ, проведенный специалистами Департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго России и ФГБУ «Российское энергетическое агентство», по оценке эффективности использования субсидий, предоставленных регионам в прошедшем году, оценке соответствия мероприятий региональных программ основным направлениям государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, оценке готовности регионов к реализации мероприятий программ и расчету размера предоставляемых субсидий.
Процедура предоставления субсидий установлена Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 года № 746. В мае текущего года, по инициативе Минэнерго России, в Правила внесены изменения, основанные на результатах анализа опыта предоставления субсидий в прошлом году и направленные на упорядочение процедуры отбора субъектов. Изменения коснулись срока подачи заявок на предоставление субсидий, пропорций распределения финансовых средств между категориями субъектов РФ, ранжированных в зависимости от уровня расчетной бюджетной обеспеченности, отнесения субъектов РФ по категориям в зависимости от уровня расчетной бюджетной обеспеченности.
12 июня 2012 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», опубликованное в сборнике Собрания законодательства РФ от 04.06.2012 № 23.
Данным постановлением утверждены следующие нормативно-правовые акты:
- Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии;
- Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии;
- изменения, которые вносят в акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии.
18 июня в Министерстве энергетики РФ состоялось второе заседание межведомственного координационного совета по реализации государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» под председательством заместителя Министра энергетики РФ А.И. Дыбова.
В ходе заседания было отмечено, что средства федерального бюджета, выделяемые российским регионам, являются важнейшим инструментом государственной политики в сфере повышения энергоэффективности. Из 7 млрд руб., направленных государством на реализацию программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» в 2011 г., 5,2 млрд руб. были впервые предоставлены регионам для решения первоочередных задач в сфере практического энергосбережения». Эти средства позволили привлечь на реализацию региональных программ по энергоэффективности из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников около 47 млрд руб.
На заседании рассматривались и были одобрены результаты оценки эффективности использования субсидии и соблюдения условий ее предоставления субъектами Российской Федерации в 2011 году. Главным итогом заседания стало единогласное одобрение членами межведомственного координационного совета предложенного распределения субсидий, предоставляемых в 2012 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование реализации региональных программ по энергоэффективности. Субсидии на общую сумму около 5,7 млрд руб. были распределены между 36 регионами. Следует отметить активность регионов – в этом году 70 субъектов РФ подали заявки, что явилось результатом активной подготовительной и разъяснительной работы Минэнерго России.
Минэнерго России должно подготовить и направить в заинтересованные ведомства проект распоряжения Правительства РФ об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2012 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с реализацией региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также перечень субъектов РФ, бюджетам которых предоставляются в 2012 году субсидии из федерального бюджета на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. По итогам заседания было решено поручить Минэнерго России подготовить предложения о внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2011 года № 746. Изменения будут касаться срока подачи заявок на предоставление субсидий, пропорций распределения финансовых средств между категориями субъектов РФ, ранжированных в зависимости от уровня расчетной бюджетной обеспеченности, отнесения субъектов РФ по категориям в зависимости от уровня расчетной бюджетной обеспеченности. Участниками заседания был в целом одобрен проект плана научно-исследовательских работ, выполняемых в рамках государственной программы РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» на 2012 год.
Обсудив вопросы финансирования развития энергоэффективности посредством субсидий, члены совета затронули тему других форм финансовой поддержки проектов в области энергоэффективности в рамках реализации госпрограммы РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». По итогам заседания было принято решение рекомендовать заинтересованным органам исполнительной власти представить предложения о новых формах финансовой поддержки указанных проектов.
Правительство Российской Федерации утвердило Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии; Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии; изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии.
4 мая 2012 года утверждено Постановление Правительства РФ № 437, которое вносит ряд изменений в правила функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности. Разработанные Межведомственной рабочей группой при Минэнерго России изменения направлены на совершенствование процедуры проведения долгосрочных конкурентных отборов мощности (КОМ) в 2013 и последующих годах. Вводимые изменения предусматривают проведение в 2013 году первого долгосрочного КОМ с началом периодов поставки мощности по их результатам с 1 января 2014 г., 1 января 2015 г., 1 января 2016 г. и 1 января 2017 г.
2 мая 2012 года на 3-й общероссийской конференции «Государственная политика в области энергоэффективности и энергосбережения» руководство Департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Минэнерго России представило итоги проведения энергоэффективных мероприятий в регионах и перспективы развития энергетики на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Заместитель директора департамента А.И. Кулапин в своем докладе подвел итоги распределения субсидий из средств федерального бюджета на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в 2011 году и рассказал о правилах распределения субсидий в текущем году.
Представитель Минэнерго подчеркнул, что в прошлом году впервые средства федерального бюджета были системно направлены на поддержку работы по энергосбережению в субъектах Российской Федерации. «В рамках Федеральной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» было выделено более 5 млрд руб. из федерального бюджета на софинансирование мероприятий, включенных в программы энергосбережения субъектов РФ. Эта сумма распределена между 55 субъектами РФ. Остальные регионы, подавшие заявки, не смогли получить субсидии, ввиду отсутствия финансирования региональных программы энергосбережения из средств бюджета субъекта. Наибольший вес в составе профинансированных мероприятий составили проекты, которые можно отнести к прединвестиционной фазе – оснащение объектов приборами учёта электрической и тепловой энергии, воды и газа, проведение энергетических обследований, то есть создание реальной картины энергопотребления и подготовка базы данных для прихода инвестора или проведения самостоятельных инвестиций», - отметил А.И. Кулапин.
В 2012 году поддержка из федерального бюджета также сохранится не ниже уровня 2011 года: на софинансирование региональных программ повышения энергоэффективности запланировано выделить 5,721 млрд рублей. Объем софинансирования из федерального бюджета одного субъекта Российской Федерации будет составлять не менее 45 млн. рублей. Также в текущем году, по словам докладчика, будут существенно изменены правила предоставления региональным бюджетам субсидий на реализацию региональных программ в области энегоэффективности. Соответствующий проект Постановления Правительства РФ прошел все стадии согласований и направлен на подпись Председателю Правительства РФ.
10 апреля под председательством Заместителя Министра энергетики РФ В.Б. Яновского прошел круглый стол на тему «Устойчивая энергетика для всех», организованный Минэнерго России и Международным центром устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО (МЦУЭР).
Директор Департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Минэнерго России П.В. Свистунов в своем докладе представил механизмы государственной политики в области энергоэффективности и энергосбережения. Представитель Минэнерго назвал важнейшим инструментом в указанной сфере государственную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».
В качестве одного из ключевых направления данной программы докладчик отметил создание государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (ГИС). «Данная система призвана объединить информацию по энергопотреблению во всех регионах и отраслях из самых разных источников. ГИС должна стать инструментом для принятия решений как инвесторами, так и государственными органами, которые занимаются вопросами повышения энергетической эффективности. Система поможет планировать работу как на федеральном, так и на региональном уровне. На сегодняшний момент к ГИС подключены все субъекты федерации, несколько десятков тысяч муниципальных образований, и этот процесс продолжается», - подчеркнул П.В. Свистунов.
Кроме того, руководитель департамента выделил в качестве приоритетного направления реализации госпрограммы обучение лиц, ответственных за повышение энергетической эффективности и формирование бережливой модели поведения населения. Роли России в системе глобальной энергетической безопасности был посвящен доклад заместителя директора Департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Минэнерго России М.В. Корзниковой. Одной из ключевых тем сообщения стала государственная политика стимулирования развития использования возобновляемых источников энергии в России. В частности, М.В. Корзникова рассказала о разрабатываемых мерах государственного регулирования в данной сфере.
На прошедшем в Москве международном энергетическом форуме «ТЭК России в XXI веке» с докладом о совершенствовании государственной политики в области энергоэффективности выступил директор Департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Минэнерго России П.В. Свистунов.
В рамках круглого стола «Проблемы энергетической эффективности в России» глава департамента представил обзор инструментов господдержки проектов и программ в данной сфере. Особое внимание представитель Минэнерго уделил вопросам проведения энергетических обследований (энергоаудитов). По словам П.В. Свистунова, Министерство энергетики, как уполномоченный орган по сбору, обработке, регистрации, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, сталкивается сегодня с высоким количеством нарушений требований к заполнению энергопаспортов.
«Минэнерго вынуждено осуществлять повторную проверку практически каждого энергетического паспорта. Из поступающих к нам энегопаспортов, уже после всех исправлений и замечаний, мы регистрируем менее одной десятой от пришедших. В связи с этим Минэнерго выступает с инициативой ужесточения контроля качества исполнения работ со стороны энергоаудиторов и саморегулируемых организаций, введения общих стандартов проведения энергоаудитов и ряда других изменений законодательства в данной сфере. Необходимо избежать превращения энергоаудитов в дань формальным требованиям, это должен быть востребованный механизм привлечения инвестиций. Качество энрегопаспортов должно удовлетворять требованиям инвестора и способствовать принятию эффективных инвестиционных решений», - подчеркнул директор Департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Минэнерго России.
В Министерстве энергетики РФ подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления федеральных стандартов надежности, качества и энергетической эффективности услуг в сфере электроснабжения (услуг по передаче и сбыту электрической энергии)». Законопроект устанавливает понятие федеральных стандартов надежности, качества и энергетической эффективности услуг по передаче и сбыту электрической энергии, полномочия Правительства Российской Федерации по их утверждению, санкции за неисполнение их требований.
Документ вносит изменения в Федеральные законы № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральные стандарты предполагают обязательные для применения производственные и экономические показатели деятельности сетевых и сбытовых организаций, отражающие степень качества, надежности, энергоэффективности их основной деятельности.
В части энергоэффективности предполагается установление стандартов только для сетевых организаций. К последним отнесены количество и продолжительность перерывов в подаче электрической энергии, а также оперативность их устранения; отношение количества поступивших заявок на технологическое присоединение к числу удовлетворенных заявок; размер резерва свободных мощностей для присоединения новых потребителей; наличие систем обратной связи с потребителями услуг по передаче электрической энергии, в том числе в онлайн режиме; наличие (отсутствие) санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении недискриминационного доступа к естественно-монопольным услугам; системы учета передаваемой электрической энергии, их класс точности и основные характеристики; размер нормативных и сверхнормативных потерь электрической энергии при ее передаче, динамика их снижения.
Для гарантирующих поставщиков электрической энергии и иных энергосбытовых организаций также могут применяться некоторые из указанных показателей, в частности, наличие и количество специализированных центров по работе с потребителями, простота и доступность информации о порядке заключения и исполнения договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии, автоматизация процессов обслуживания клиентов, возможность предоставления дополнительных услуг для потребителей.
Анализ указанных показателей может быть использован при рассмотрении инвестиционных программ и финансовых планов соответствующих организаций, если в их отношении осуществляется государственное регулирование цен (тарифов).
Нарушение обязательных требований федеральных стандартов должностными лицами влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 200 до 500 тысяч рублей. При повторном в течение года нарушении для должностных лиц штраф составит от 40 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 18 месяцев до 3 лет, а на юридических лиц - в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
В настоящее время законопроект проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти.