Новости отрасли
Минэнерго РФ предлагает упростить выход на рынок электроэнергии розничным потребителям, новую модель розничного рынка представил начальник отдела развития нормативной базы отрасли департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Андрей Максимов на конференции "Приоритеты рыночной электроэнергетики в России, организованной ассоциацией "НП "Совет рынка".
Сейчас для потребителей существуют ограничения по мощности при покупке энергии на оптовом рынке. Напрямую электроэнергию у ее производителей покупают только крупные потребители. Для остальных на оптовом рынке энергию закупают в большом объеме энергосбытовые компании и потом продают ее на розничном рынке небольшим потребителям.
Либерализация
По словам Максимова, ведомство предлагает снять ограничения по мощности потребителей для покупки электроэнергии на розничном рынке. Покупатель и продавец энергии в таком случае будут заключать свободный договор купли-продажи энергии.
Такие потребители, как пояснил Максимов, должны будут заключить отдельный договор с электросетевой компанией на передачу энергии. При этом Минэнерго предлагает не вводить для таких потребителей обязанность устанавливать дорогостоящие автоматические системы контроля и учёта энергии (АСКУЭ), а ограничиться требованием установки почасовых "счетчиков".
"По сути, мы хотим дать возможность потребителю выбирать любого поставщика", — пояснил Максимов.
Для потребителя при такой системе, с одной стороны, появляется возможность отказаться от услуг сбытовой компании и, соответственно, сэкономить на оплате ее услуг. С другой стороны, компании-потребителю потребуются специалисты для работы на энергорынке.
Минэнерго также предлагает создать коммерческого оператора на розничном рынке, который в том числе будет контролировать, достоверные ли данные об объемах потребления передают потребители. За предоставление недостоверных данных предлагается ввести штрафные санкции и обязанность в течение определенного периода вернуться к работе со сбытовой компанией.
Много вопросов
У участников энергорынка предложения Минэнерго пока вызывают больше вопросов. Многие из них касаются механизма коммерческого учета потребления электроэнергии. Производители энергии предлагают все же обязать потребителей устанавливать АСКУЭ, но, по словам Максимова, Минэнерго хочет предоставить потребителям возможность работать с привычными приборами учета.
Потребителей волнует, будут ли заинтересованы производители энергии в заключении с ними свободных договоров. Часть участников конференции считает, что новая модель розничного рынка может привести к росту разногласий по учету потребления электроэнергии.
Вопросы энергосбытовых компаний касались выпадающих доходов и планирования закупок электроэнергии в условиях, когда потребители смогут свободно отказываться от работы с ними.
РИА Новости/Прайм
Долги населения за услуги ЖКХ за год выросли еще на 10 процентов, достигнув отметки в 275 миллиардов рублей. Сама по себе сумма внушительная, но есть и хорошая новость: темпы роста неплатежей начали снижаться, отмечают эксперты.
В общей сумме россияне должны различным организациям - банкам, телекоммуникационным компаниям, страховщикам и микрофинансовым организациям - свыше 1,3 триллиона рублей. Долги ЖКХ по объему занимают второе место. Их доля составляет 22 процента, уточняется в исследовании. "Секвойя кредит консолидейшн". Самые большие "хвосты" граждане имеют по платежам за такие услуги, как тепло, вода и электроэнергия.
В числе причин того, что долги за ЖКХ продолжают накапливаться, авторы исследования называют сразу несколько факторов.
Во-первых, рост тарифов за коммунальные услуги при снижении реально располагаемых доходов населения. Во-вторых, несоответствие цены и качества услуг. Кроме того, задержка платежей часто происходит из-за забывчивости собственников. В первую очередь это касается тех, у кого в собственности больше двух квартир, в одной из которой никто не живет. Хотя нужно отметить, что подобные ситуации характерны в основном для крупных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска. Так что представление о том, что должниками за ЖКХ являются только малообеспеченные или асоциальные граждане, не соответствует действительности. Более половины тех, на чьей совести есть неплатежи, в состоянии оплачивать квитанции вовремя и в полном объеме, констатируют эксперты.
Более половины тех, на чьей совести есть неплатежи за ЖКХ, в состоянии оплачивать квитанции вовремя
Между тем долги за ЖКХ - более серьезная проблема, нежели может показаться на первый взгляд, отмечает Елена Докучаева, президент "Секвойя кредит консолидейшн". Из-за неплатежей ресурсоснабжающие организации не получают достаточно средств для компенсации понесенных затрат, на их балансе отсутствуют деньги для модернизации старого оборудования, что в свою очередь сказывается на качестве услуг и вызывает недовольство потребителей. Получается замкнутый круг.
Впрочем, темпы роста задолженности за ЖКХ в этом году начали сокращаться. Авторы исследования связывают это с мерами по укреплению платежной дисциплины, которые были приняты государством. Напомним, в начале 2016 года начал действовать механизм начисления пени за просрочку: начиная с 31-го дня просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, а начиная с 91-го дня - из расчета 1/130 ставки.
Российская газета
Как выяснил "Ъ", "Россети" могут решить проблему долга "Оборонэнергосбыта" за передачу электроэнергии на 4,3 млрд руб., получив в счет этого долга электросетевые активы Минобороны. Способ передачи активов пока не выбран. По мнению экспертов, "Россети", получив контроль над сетями оборонного ведомства, не смогут существенно улучшить платежную дисциплину, но увеличат свой денежный поток.
Один из крупнейших неплательщиков на энергорынке "Оборонэнергосбыт" (ОЭС, структура Минобороны, закупающая электроэнергию) разработал схему по частичной реструктуризации долгов. Сейчас ОЭС должен за электроэнергию на оптовом рынке около 9 млрд руб., кроме того, само Минобороны должно гарантирующему поставщику еще 2,47 млрд руб.
Около 4,33 млрд руб. за передачу электроэнергии, из которых 3,9 млрд руб. просрочено. Как выяснил "Ъ", эти долги предлагается погасить через передачу "Россетям" сетевых активов Минобороны, сконцентрированных в "Оборонэнерго". Такую возможность поручено проработать по итогам совещаний, прошедших в Минобороны 23 мая и 7 сентября. По данным "Ъ", 28 сентября Олег Бударгин направил заместителю министра обороны РФ Тимуру Иванову письмо (есть у "Ъ"), где предлагает рассмотреть передачу электросетевых активов Минобороны "Россетям" "либо в виде объектов электросетевого имущества, либо в форме передачи прав собственности на акции АО "Оборонэнерго" в счет имеющейся задолженности или через механизм дополнительной эмиссии акций в уставный капитал "Россетей"". О своем интересе к активу господин Бударгин заявлял еще в 2014 году, отмечая, что "Россети" не откажутся взять "Оборонэнерго" в управление, "если им предложат".
"Оборонэнерго" осуществляет передачу, распределение электроэнергии, организацию энергоснабжения воинских частей, подведомственных Минобороны. На 99,99% принадлежит "Гарнизону" (объединяет структуры бывшего "Оборонсервиса"), оставшиеся акции у государства. В 2015 году выручка "Оборонэнерго" по РСБУ — 15,5 млрд руб., чистая прибыль — 79,6 млн руб., стоимость основных средств — 10 млрд руб.
В Минобороны отказались прокомментировать возможную передачу активов "Россетям". В "Россетях" напомнили, что в рамках заключенного с "Оборонэнерго" в 2015 году соглашения о взаимодействии обсуждают с Минобороны варианты совместной эксплуатации объектов электросетевого комплекса. "На данном этапе обсуждается участие предприятий "Россетей" в обеспечении внешнего электроснабжения новых объектов Минобороны",— уточнили в пресс-службе компании.
Основной интерес "Россетей" в этой сделке — начать решение проблем долгов, считает Наталья Порохова из АКРА. Консолидация электросетевых активов Минобороны на базе "Россетей" автоматически не улучшит платежную дисциплину, но даст госхолдингу дополнительный денежный поток, полагает Федор Корначев из Райффайзенбанка. "Чем больше сетей находится под управлением "Россетей", тем это выгоднее для группы: это позволяет лучше контролировать ситуацию с котловым тарифом",— считает он.
"Оборонэнергосбыт" в первом полугодии начал было снижать свои долги, но к середине августа платежная дисциплина снова ухудшилась. Сложность для контрагентов ОЭС в том, что они практически лишены рычагов воздействия на "неотключаемые" объекты Минобороны.
Еще одна мера по расшивке долгов ОЭС, оглашенная на совещаниях,— переход на заключение структурами Минобороны прямых договоров с гарантирующими поставщиками (ГП; ключевые энергосбыты регионов). Совещание по этому вопросу должно было пройти в начале октября, но до сих пор не состоялось. В Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (ГП и ЭСК) идею поддерживают, но, по словам главы ассоциации Натальи Невмержицкой, необходимо определить, как будет погашена уже накопленная "Оборонэнергосбытом" задолженность перед ГП.
Коммерсант
Председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая рассказала о ключевых аспектах развития распределенной генерации в России на пленарном заседании конференции «Генерация энергии 2016: инвестиции, строительство и модернизация».
По словам главы Ассоциации ГП и ЭСК, системное развитие электроэнергетики в контексте дорожной карты EnergyNet, которая помимо прочего подразумевает разработку Министерством энергетики модели розничного рынка с широким участием распределенной генерации, требует создания более справедливых и прозрачных условий оплаты сетевых резервов для владельцев собственных источников энергии. Это снимет опасения, которые существует у регулятора по поводу увеличения тарифной нагрузки на остальных потребителей, а также создаст долгосрочные сигналы для принятия инвестором решения о строительстве распределенной генерации.
Также необходимо изменить точку зрения системы на распределенную генерацию при подготовке долгосрочных планов развития электроэнергетики. Строительство локальной генерации должно учитываться как средство оптимизации инвестиционных программ и вводов сетевых мощностей и крупных энергоблоков, а не так, как это происходит сейчас, когда планы развития строятся с учетом резервирования под объекты распределенной генерации, что приводит к увеличению издержек.
«Не стоит считать распределенную генерацию врагом большой энергетики, а нужен их симбиоз, который должен быть обеспечен на уровне правил игры и долгосрочного развития», - подчеркнула Наталья Невмержицкая.
Ассоциация ГП и ЭСК
Российская энергосистема должна развиваться в соответствии не только с рыночной конъюнктурой, но и с технологическими вызовами. Для этого система электросетей должна значительно «поумнеть», что предполагает максимальное использование новых технологий, в первую очередь IT -сектора. Российские компании уже начали пилотные проекты, в частности, «Россети» провели апгрейд энергосистемы в двух районах Калининградской области.
В среду премьер-министр Дмитрий Медведев провел очередное заседание президиума Совета при президенте России, посвященное модернизации и инновационному развитию. На этот раз темой стала так называемая «умная энергетика». В данном случае речь шла об EnergyNet – новой модели энергосети и энергорынка, которая должна отвечать быстро изменяющимся рыночным условиям. Ее основной идеей является модернизация электросетевого комплекса на принципиальной ином технологическом уровне, предполагающим, в частности, тесное взаимодействие с IT -сектором. Для этого, в первую очередь, нужно и новое оборудование.
На заседании рассматривалась «дорожная карта» EnergyNet, которую Медведев назвал амбициозным проектом. «Компании, которые могут предложить наиболее эффективные решения по распределению энергопотоков и снижению потерь энергии, становятся зачастую лидерами рынка, – отметил премьер. – За последние годы производственные технологии шагнули вперёд, но изменились и требования к энергосистемам».
Эти системы, по словам Медведева, должны быть надёжными и в то же время гибкими, обеспечивая качественное, бесперебойное снабжение энергией. Но для этого необходима возможность подключения к ним различных типов генерации, возобновляемых источников энергии и тех, которые используют другие ресурсы.
Как отметил первый замглавы Минэнерго Алексей Текслер, «умная энергетика», помимо прочего, дает прямой экономический эффект в виде снижения избыточной резервируемой мощности, что идет на пользу потребителям.
По его словам, рынки EnergyNet растут гораздо быстрее, чем рынки традиционной «большой» энергетики, причем в первую очередь рост демонстрируют сегменты, избранные целевыми в «дорожной карте».
Например, сегмент надежных и гибких электросетей, в который входит интеллектуальное коммутационное оборудование (ИКО) и информационные системы управления им, интеллектуальная распределенная энергетика и потребительские сервисы, которые в будущем станут реальной альтернативой сбытовым организациям.
В качестве примера Текслер привел первый этап проекта, который начали в Калининграде «Россети» совместно с «Таврида электрик». Речь идет о цифровой электроэнергетической сети, состоящей из так называемых реклоузеров (интеллектуальные коммутационные аппараты) и систем управления и учета энергии.
Новые технологии позволят на 25% снизить стоимость владения сетью и не менее чем на 50% уменьшить потери в ней. Кроме того, в «умной» сети более чем на 70% снизится аварийность.
В заседании, на котором утвердили «дорожную карту», также принимали участие главы и самих энергетических компаний: «Россетей», «СО ЕЭС» и «РГК-1». Возглавляющий «Россети» Олег Бударгин намерен активно участвовать в реализации «дорожной карты», которая, по его словам, является совершенно новой стратегией энергетики. «Созданная сегодня единая энергетическая система – отличная база для реализации EnergyNet, которая обеспечит равенство всех потребителей в реализации своих запросов, — заявил он. — В то же время EnergyNet – это эволюционная предпосылка к созданию электроэнергетической системы будущего, которая сформирована российской наукой и российской промышленностью».
По словам официального представителя «Россетей» Дмитрия Бобкова, «Россети» уже внедряют новые технологии. Упоминавшийся проект в Калининградской области позволил создать на базе Мамоновского и Багратионовского района систему распределенной автоматизации сетей с использованием реклоузеров. Инновации позволяют автоматически определять и изолировать поврежденный участок, сохраняя электроснабжение в основной части сети. И если ранее оперативно-выездная бригада энергетиков производила более пяти выездов для поиска и ликвидации нарушения, на что уходило более 6 часов, то теперь выезд требуется лишь один, при этом время работы составляет менее часа. Кроме того, ранее при аварии отключалось 20-30 трансформаторных станций и без электроэнергии оставались до трех тыс. человек, а сейчас их количество снизилось более чем в три раза.
Газета.ру
Министерство экономического развития РФ не исключает специальной схемы индексации тарифов в электроэнергетике РФ, чтобы снизился объём перекрёстного субсидирования в секторе, сообщил журналистам замглавы ведомства Николай Подгузов.
«Мы сделали свои предварительные предложения — принципы (вычисления) „целевая инфляция — инфляция минус“. В каких-то случаях может в энергетике мы, может быть, предложим варианты, чтобы „перекрёстка“ уменьшалась», — сказал он, передает ПРАЙМ.
BigpowerNews
Ситуацию с задолженностью в сфере жилищно-коммунального хозяйства и меры по укреплению платежной дисциплины в сфере ЖКХ обсудили 15 сентября члены комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета при Минстрое России. В обсуждении приняли участие представители Департамента жилищно-коммунального хозяйства министерства.
Участники заседания отметили важность создания прозрачной системы расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги, обеспечения гарантированного поступления средств потребителей на счета ресурсоснабжающих организаций, усиление платежной дисциплины и совершенствование договорных отношений между потребителями и поставщиками коммунальных услуг.
С целью обеспечения прозрачности платежей за коммунальные услуги предлагается установить требование об использовании специального банковского (номинального) счета исполнителями коммунальных услуг, напрямую указывать в платежном документе банковские реквизиты ресурсоснабжающей организации либо создавать информационно-расчетные центры для расчетов в сфере ЖКХ без возможности аккумулирования и расщепления ими принимаемых денежных средств граждан.
«Тема долгов в сфере ЖКХ одна из самых актуальных, - отметил руководитель комиссии, исполнительный директор Ассоциации ЖКХ "Развитие" Алексей Макрушин, - и главная задача, которую необходимо решить – чтобы платежи граждан доходили до ресурсоснабжающих организаций».
Предложения по совершенствованию договорных отношений между потребителями и поставщиками коммунальных услуг предусматривают переход к прямым договорам между потребителями и ресурсоснабжающими организациями, которые будут заключаться с лицом, представляющим интересы собственников многоквартирного дома. Предлагается предоставить право ресурсоснабжающей организации расторгать договор с исполнителем коммунальных услуг и переходить на прямые договоры в случае наличия задолженности исполнителя коммунальных услуг.
Одной из мер по повышению платежной дисциплины граждан члены комиссии считают установление правила «долги следуют судьбе помещения в многоквартирном доме», что означает переход к новому собственнику неисполненных обязательств по оплате услуг ЖКХ предыдущего владельца.
сайт Министерства строительства РФ
До 15 сентября 2016 г. Минэнерго РФ завершило первый этап обсуждения концепции системы ответственности сетевых организаций перед потребителями. Были собраны мнения участников рынка, свести их воедино планируется к началу октября, а уже с 1 декабря ведомство планирует запустить пилотные проекты по внедрению новой системы в нескольких регионах. Как сообщили «Перетоку» в пресс-службе министерства, проект постановления Правительства РФ о проведении подобного эксперимента находится на согласовании департаментов Минэнерго.
Детали системы министерство пока не комментирует, ссылаясь на отсутствие итоговой концепции. Но уже сейчас ясно, что отвечать сетевикам придётся рублём и напрямую перед потребителем. «В случае нарушения сетевыми организациями индивидуальных показателей надёжности и качества услуг потребители, пострадавшие от действий сетевой организации, будут получать денежные компенсации за счёт средств от штрафных санкций, налагаемых на сетевые организации», – говорится в материалах Минэнерго.
Для того чтобы рассчитать меру ответственности, предполагается создать перечень индивидуальных показателей надёжности и качества услуг по передаче электроэнергии.
Параметры качества услуг энергоснабжения существуют и сейчас. Например, они закреплены в постановлении правительства № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» – допустимый перерыв в энергоснабжении составляет не более 2 часов (если есть резервирование; 24 часа – там, где резервных мощностей нет), а отклонений в частоте и напряжении не допускается вообще. В этом же документе прописаны последствия: за каждый час несоответствующего требованиям энергоснабжения тариф за конкретный период регулирования снижается на 0,15%.
Почему система не работает сейчас
Система учёта отклонений действительно есть, но она носит общий, неиндивидуальный характер и на практике мало сказывается на величине тарифа, в результате потребитель продолжает платить полную стоимость услуги, даже если её качество не соответствует требованиям. «На сегодняшний день тариф на услуги по передаче не может быть уменьшен или увеличен в отношении конкретного потребителя из-за надёжности и качества поставляемой электроэнергии», – говорит зампред правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (ГП и ЭСК) по юридическим вопросам Рустам Гайфутдинов. У государства есть возможность снизить общую тарифную выручку сетевой компании не более чем на 3% в зависимости от выполнения плановых показателей надёжности и качества. «Однако зачастую возникает вопрос достоверности предоставляемой информации, потому что данные о фактических и плановых значениях предоставляются самими сетевыми компаниями и, как правило, в результате размер тарифа на услуги по передаче из-за показателей надёжности и качества не уменьшается», – отмечает Р. Гайфутдинов.
На эту проблему указывает и директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Чтобы новая система ответственности заработала, сбор информации о нарушениях должен производиться независимой организацией, отмечает он. «Возможно, расчётами будет заниматься «Системный оператор», так как нужен объективный арбитр. Но проблема в том, что «Системный оператор» «видит» только сети 110 кВ и выше, а 35 кВ и ниже не видит. То есть надо систему как-то перестраивать (чтобы «Системный оператор» мог собирать данные о нарушениях. – Прим. ред.)», – говорит эксперт. Преимущество «Системного оператора» в том, что он наблюдает систему энергоснабжения в реальном времени, в то время как, например, Ростехнадзор может рассматривать нарушения в сети только постфактум.
Постановление правительства, в котором пойдёт речь о создании новой системы, должно также регламентировать «порядок установления ответственности виновных субъектов электроэнергетики за нарушение этих показателей», говорится в материалах Минэнерго. Сейчас у потребителя, который хочет взыскать ущерб, полученный от некачественных услуг по энергоснабжению, нет иного выбора, как обратиться в суд. При этом ответчиком будет выступать гарантирующий поставщик (ГП) или энергосбытовая компания, с которой у потребителя есть договор, а не энергокомпания, непосредственно ответственная за нарушение. «В дальнейшем ГП в порядке регрессного требования может обратиться с иском к сетевой организации с требованием о возмещении возникших у него убытков в связи с ненадлежащим исполнением сетевой компанией договора на оказание услуг по передаче электроэнергии. Однако спор может быть разрешён и не в пользу гарантирующего поставщика, так как истцу необходимо доказать, что возникновение убытков ГП вызвано действием или бездействием сетевой компании. При этом расследованием причин аварий в электроснабжении занимаются сами сетевые компании и у ГП могут возникать проблемы с получением необходимых документов», – поясняет Р. Гайфутдинов.
Каким образом будет решён вопрос разграничения ответственности между участниками рынка электроэнергии при создании новой системы, пока не определено. Нет ясности и с распределением средств, полученных от сетевых компаний в виде штрафов, между потребителями, которые пострадали от нарушений энергоснабжения.
«Возможно, речь будет идти о некоем досудебном разрешении споров, – говорит С. Пикин. – Но скорее всего, постановление будет решать не проблему возмещения ущерба конкретному потребителю, а системно – вопрос контроля качества услуг, предоставляемых сетевыми организациями». По словам директора Фонда энергетического развития, эксперимент по внедрению системы ответственности – часть более общих изменений, грядущих в регулировании сетевых компаний. Как ожидается, с 2018 года Минэнерго при расчёте тарифов начнёт учитывать показатели SAIDI (индекс частоты возникновения перебоев в энергоснабжении) и SAIFI (индекс средней продолжительности перебоев), которые сейчас предоставляются регулятору сетевыми организациями в качестве информации. Логика властей в том, что сетевые компании получают огромные средства на инвестиции (на ближайшие пять лет совокупная инвестпрограмма «Россетей» оценивается в 1,17 трлн рублей) и государство хочет знать, что показатели надёжности и качества энергоснабжения при таких затратах не снижаются, а по возможности улучшаются, отмечает С. Пикин.
С точки зрения потребителей, контроль должен выражаться в жёсткой зависимости размера тарифа от качества предоставляемых услуг. «Лучшая мировая практика предполагает существование понятия качества услуг для электросетевых компаний, и соблюдение этого качества влияет на стоимость. То есть в мире есть понимание, что за качество надо платить», – отмечает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Возможно, в России будет создано что-то вроде тарифного меню, позволяющего потребителю самостоятельно выбирать, какой уровень качества и надёжности энергоснабжения для него достаточен. Соответственно, если потребитель требователен к качеству и платит за него по высокому тарифу, сетевая компания обязана будет нести соответствующую финансовую ответственность за нарушение параметров, предполагает Н. Порохова.
Сети не пострадают
На данном этапе сложно оценить последствия готовящихся в Минэнерго изменений. Очевидно, что прежде всего должны выиграть потребители. «С введением новой системы ответственности потребителю должно стать проще наказывать сетевую организацию за ненадлежащее качество электроэнергии», – говорит первый зампред правления Ассоциации ГП и ЭСК Елена Фатеева, добавляя, что необходимо найти баланс между требованиями к сетевикам, размеру штрафа и тем, что должен будет сделать для внедрения системы потребитель (установить прибор учёта, постоянно измеряющий качество электроэнергии, и т. д.).
Для сетевых компаний новая система ответственности вряд ли обернётся значительными потерями в размере тарифа, полагает С. Пикин. Качество и надёжность энергоснабжения в России и так находятся на уровне развитых стран, добавляет он.
Переток.ру
Сбербанк запустил Расчетный информационный центр (РИЦ), который будет рассчитывать начисления ЖКХ, печатать и доставлять квитанции населению, обеспечивать сбор платежей, а также распределять и перечислять средства ресурсным организациям – поставщикам жилищно-коммунальных услуг. Об этом «Ведомостям» рассказал управляющий директор платежей и переводов Сбербанка Игорь Мамонтов.
Сейчас конечные получатели платежей – тепло- и водоснабжающие организации, энергосбытовые компании и т. д. – получают лишь часть причитающихся им средств, основная причина – платеж проходит через множество посредников, объясняет Мамонтов. Идея проекта Сбербанка – в создании расчетных центров и инфраструктуры, обеспечивающей переводы платежей ресурсным организациям напрямую. Сбербанк будет зачислять платежи на их счета или на счет управляющей компании (УК) за ее услуги. Такая технология называется «расщепление платежей», говорит Мамонтов: «Мы подписываем договор напрямую с ресурсной организацией через РИЦ, который действует в определенном субъекте страны. Если такая организация подписала договор, то не важно, каким образом клиент совершает платеж – он может обратиться в любой банк в регионе, а средства поступают на наш транзитный счет и далее на счет ресурсной организации, где бы он ни был открыт».
Население – пользователь дисциплинированный и вносит около 98% платежей, но не все эти деньги доходят до ресурсных организаций, добавляет он. Когда платежи идут через УК, то часто бывает так, что жители платят, например, за тепло, а УК, наделавшая долгов, не перечисляет средства поставщикам услуг, объясняет исполнительный директор ассоциации ЖКХ «Развитие» Алексей Макрушин. У добросовестных УК тоже могут быть сложности с перечислением средств ресурсным организациям: например, 5% жителей не заплатили, и УК должна отправлять поставщику тепла или электроэнергии всю свою выручку. И УК, и ресурсоснабжающая организация хотят отвечать каждая за свое, резюмирует он.
Сбербанк – не первый
В Москве уже действует Единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ), который рассчитывает большинство платежей. Финансовый оператор системы ЕИРЦ в Москве – ВТБ, говорит представитель банка: он распределяет платежи за ЖКХ поставщикам услуг и разработал для этого уникальное программное обеспечение.
Во II квартале Сбербанк принял 237 млрд руб. платежей за услуги ЖКХ.
За перевод платежа Сбербанк взимает с ресурсной организации комиссию, но, как правило, существенно меньше 1% от суммы платежа, обещает Мамонтов. Если компания пользуется еще и другими услугами РИЦа, например, расчетом начислений ЖКХ, печатью и доставкой квитанций, то комиссия будет чуть выше. РИЦы Сбербанка уже работают в Белгородской, Астраханской, Кемеровской, Калужской, Кировской, Вологодской, Тульской, Иркутской и Орловской областях и республике Марий Эл. «Мы идем только в те регионы, где нет своих РИЦов и платежи «нецивилизованные», – объясняет Мамонтов.
Жилищный кодекс разрешает собственникам жилья решить на общем собрании, что их платежи пойдут прямиком в ресурсоснабжающую организацию, говорит ведущий юрисконсульт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев. Жилищно-коммунальные услуги потребителю продает УК – по идее, она и должна решать, как распределять платежи, объясняет он. В некоторых регионах есть расчетные центры-монополисты и УК вынуждены работать с ними, хотя могли бы рассчитывать платежи и самостоятельно, уверен Гордеев. РИЦ – неплохой механизм, но когда они превращаются в навязываемую сверху нерыночную монополию, то качество их услуг ухудшается, предостерегает он.
Сбербанк уже подписал меморандум о сотрудничестве с «Россетями». По мнению представителя «Россетей», РИЦы повысят прозрачность расчетов и контроль за движением денежных средств, устранят посредников, которые накапливают долги перед поставщиками ресурсов. Сейчас на розничных рынках электроэнергии гарантирующие поставщики рассчитываются с сетевыми организациями по остаточному принципу и на 1 августа совокупная задолженность по оплате за оказанные группой «Россети» услуги составила 138 млрд. руб.
Ведомости
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России в июле 2016 года выросли на 4,1%, сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат) в четверг.
За январь-июль 2016 года тарифы ЖКХ выросли на 4,8%. В июле 2015 года тарифы ЖКХ увеличились на 7,1%, в январе-июле 2015 года - на 8,8%, а в целом за прошлый год они повысились на 10,1%.
До 2012 года основной рост тарифов на услуги ЖКХ традиционно приходился на первый месяц года. Но в 2012 году в связи с переносом повышения регулируемых федеральных тарифов на газ и электроэнергию с 1 января на 1 июля регионам тоже было рекомендовано повысить тарифы ЖКХ с 1 июля - поэтому скачок тарифов происходит с середины года.
В этом году в среднем повышение тарифов на услуги ЖКХ с 1 июля составило 4%, что значительно ниже, чем в июле 2015 года (тогда в среднем тарифы на ЖКХ повысились на 8,3%).
По сравнению с июлем 2015 года тарифы ЖКХ выросли в июле 2016 года на 6,0%.
ИНТЕРФАКС
Министерство энергетики РФ против объединения энергосбытовых и сетевых компаний. Об этом заявил глава Минэнерго РФ Александр Новак на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме» в пятницу, 29 июля.
«Если мы отдадим это [энергосбыт – прим. ред.] сетям, издержки будут расти. Возвращать сбыты в сети – это не совсем правильно», – сказал он, передает ТАСС. По словам министра, соединений функций сетевых компаний и энергосбытовых компаний неправильно, потому что это разные виды деятельности и это снизит эффективность работы сетевого комплекса.
«Мы будем двигаться в направлении развития конкуренции среди энергосбытовых компаний. Чтобы они могли выходить на оптовый рынок и давать возможность потребителю снижать издержки по покупке электроэнергии, – отметил Новак. – Если мы отдадим это сетям, издержки будут расти».
В ходе реформы электроэнергетики в России в 2002–2008 гг. было ликвидировано РАО «ЕЭС России», на базе которого были созданы генерирующие, электросетевые и энергосбытовые компании.
Между тем, в мае текущего года «Генерирующая компания» Татарстана высказала идею объединить производство, сбыт и передачу электроэнергии на базе одной компании.
Пилотным регионом предлагался, в том числе Татарстан.
BigpowerNews
Минэнерго РФ разработало проект постановления Правительства РФ, направленный на дальнейшее усиление платежной дисциплины в электроэнергетике, соответствующий документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Федеральный закон об укреплении платежной дисциплины действует с начала 2016 года. Но часть его положений вступает в силу позже, требуя разработки дополнительных нормативных актов.
Одной из проблем отрасли несколько лет являются взаимные долговые претензии электросетевых и энергосбытовых компаний, потребителей. При передаче электроэнергии по сетям возникают потери, как правило, из-за изношенности самих сетей, поэтому изначально на оптовом энергорынке энергия покупается с запасом на эти потери.
Оплачивают их частично сетевые компании, а частично — сбытовые или потребители. При этом для потребителей и сбытовиков потом на стоимость потерь уменьшается оплата услуг сетевых компаний по транспортировке электроэнергии. При том, что в январе этого года, по данным Минэнерго, сбытовые компании задолжали сетевым 100 миллиардов рублей, сети должны были сбытам за компенсацию потерь 60 миллиардов рублей.
В разработанном Минэнерго документе предлагается, передает ПРАЙМ, чтобы сетевые компании полностью сами покупали на оптовом рынке запас энергии на потери. Сбытовые компании и потребители, в свою очередь, будут оплачивать полную стоимость услуг по транспортировке энергии.
Минэнерго в опубликованном проекте также предлагает обязать всех владельцев объектов по производству электроэнергии мощностью 25 МВт и более получить статус субъекта оптового энергорынка и продавать всю производимую электроэнергию на оптовом рынке.
BigpowerNews
Правительство РФ утвердило внесение в правила ОРЭМ понятия «ценозависимого потребления электроэнергии и мощности» и «ценозависимого снижения потребления», следует из документа, размещенного на сайте кабинета министров.
Так, в перечень основных понятий правил ОРЭМ добавлен "покупатель с ценозависимым потреблением" - покупатель электрической энергии и мощности, являющийся участником оптового рынка, осуществляющий самостоятельное планирование потребности в электрической мощности и принявший обязательство в отношении определенной группы точек поставки обеспечить готовность к осуществлению ценозависимого снижения объема покупки электрической энергии".
«Ценозависимое снижение покупки электроэнергии» определено как "снижение объема покупки электрической энергии покупателем с ценозависимым потреблением при проведении конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед на величину, заявленную таким покупателем". Понятие "ценозависимого снижения потребления мощности" утверждено как "снижение потребления мощности покупателем с ценозависимым потреблением, определяемое на основании величин, по которым таким покупателем принято обязательство обеспечить готовность к осуществлению ценозависимого снижения объема покупки электрической энергии, с учетом выполнения таким покупателем <...> требований к готовности к ценозависимому снижению объема покупки электрической энергии".
В постановлении прописаны условия для снижения потребления и особенности определения и участия в торговле на оптовом рынке покупателей с ценозависимым потреблением до 2020 года.
Согласно пояснению на сайте Правительства РФ, внесенные изменения дадут промпотребителям стимулы для поддержания баланса производства и потребления за счёт изменения суточного профиля потребления электроэнергии. По сути, речь идет о появления у потребителей возможности добровольного краткосрочного изменения графика собственного потребления.
Эти изменения затронут конкурентный отбор мощности (КОМ): теперь участники энергорынка смогут подавать заявки в него с указанием планируемого объема снижения потребления. "По факту отбора заявки в КОМ они принимают на себя обязательства по снижению потребления со специальными требованиями по обеспечению готовности энергопринимающего оборудования к такому снижению. В результате выполнения обязательств, принятых на себя участником оптового рынка, объём покупки мощности, формируемый по итогам месяца в отношении такого участника, снижается на учтённый при проведении КОМ объём ценозависимого снижения потребления", - объясняется механизм влияния demand response на КОМ. По сути, не весь объем ценозависимого потребления сможет быть отобран в КОМ - объем ограничен 0,2%-0,75% от спроса на мощность.
Согласно документу, Минэкономразвития и Минэнерго вместе с "Системным оператором" должны проанализировать результаты внедрения механизма до 1 июля 2018 июля и представитель правительству свои предложения по совершенствованию механизма ценозависимого снижения потребления.
Мероприятия, направленные на создание механизма ценозависимого потребления, ранее уже упоминались в долгосрочной программе развития "Системного оператора". Согласно данным на сайте компании, механизм demand response, по сути, означает "управление спросом" и подразумевает снижение энергопотребления конечным потребителем при определенных экономических сигналах рынка электроэнергии с получением выручки за осуществление такого снижения потребления. Управление спросом является эффективным инструментом для снижения цен на рынки в пиковые часы, когда для покрытия спроса на электроэнергию привлекаются менее эффективные генерирующие объекты. "При этом относительно небольшое снижение потребления может привести к существенному снижению цены на электроэнергию", - отмечают специалисты оператора.
"Участие потребителей в технологиях управления спросом позволяет получить индивидуальный экономический эффект (получение платы за оказание услуг) не только им самим, но и всем участникам рынка за счет снижения выработки дорогостоящей электроэнергии низкоэффективными генерирующими мощностями", - заключается в материалах "СО ЕЭС".
ИНТЕРФАКС
За прошедший год прирост задолженности гарантирующих поставщиков за услуги по передаче составил 2 миллиарда рублей, тогда как последние три года он составлял 15-20 миллиардов рублей. Такие данные привела председатель правления Ассоциации ГП и ЭСК Наталья Невмержицкая на прошедшем в Госдуме РФ круглом столе, посвященном вопросам правового регулирования функционирования и развития электросетевого комплекса РФ. При этом большая часть задолженности - это текущие начисления, которые по бухгалтерии на 31-е число каждого месяца отражаются как задолженность, но срок исполнения обязательств по ним, наступает 15 числа месяца, следующего за расчетным. С учетом встречных обязательств за потери просроченная задолженность составляет всего 0,15 от среднемесячных начислений.
При этом такие результаты были достигнуты в непростых для ГП условиях - на фоне ухудшения условий работы на розничных рынках и двукратном увеличении стоимости кредитования без пересмотра сбытовых надбавок.
В 2016 году уровень оплаты за услуги по передаче составляет около 100%. Одними из проблемных неплательщиков, по-прежнему, остаются сами «Россети». На текущий момент встречные расчеты со стороны «Россетей» за потери составляют 98%. А в структуре просроченной задолженности долги за потери достигают 25% (при доле в объемах поставки около 10%).
Такие результаты стали во многом следствием принятого ФЗ-307. Однако, как отметила Наталья Невмержицкая, в итоге система санкций получилась несбалансированной. В конечном итоге ГП за услуги по передачи платят максимальные штрафные санкции сетевым организациям - 32% годовых с первого дня просрочки. В то время как основные категории неплательщиков (УК, ЖКХ, население), максимальный размер штрафов начинают платить с 91 дня.
Некоторый перекос намечается и в отношении не предоставления финансовых гарантий. «Если со стороны потребителей не сможем получить, то это будет административный штраф. А сетевые организации претендуют на то, чтобы это было лишение статуса ГП. Пока этого нет, но дискуссии ведутся на уровне проекта постановления Правительства. Нам кажется, что это точно несинхронные решения по последствиям непредоставления фингарантий», - отметила Невмержицкая. По ее словам, вопрос фингарантий требует дальнейшей проработки и обсуждения.
Кроме того, пока также не были услышаны направленные в Минэнерго РФ предложения Ассоциации ГП и ЭСК по нормализации расчетов на розничном рынке. Они касаются поручительства «котлодержателя» перед ГП по обязательствам всех нижестоящих сетевых организаций и сокращения срока предупреждения должника о предстоящем ограничении с 10 до 5 дней.
20 мая 2016 года на заседании годового Общего собрания члены Ассоциации ГП и ЭСК утвердили изменения в Устав организации и внутренние документы, которые касаются уточнения целей создания и предмета деятельности Ассоциации, компетенции общего собрания членов Ассоциации и Наблюдательного совета, процедуры приема и выхода из состава Ассоциации и порядка проведения общего собрания членов Ассоциации.
Также Общим собранием утверждены годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс Ассоциации за 2015 год, а также финансовый план Ассоциации на второе полугодие 2016 года – первое полугодие 2017 года.
Председателем правления Ассоциации ГП и ЭСК сроком на два года переизбрана Невмержицкая Наталья Викторовна.
В состав Правления Ассоциации ГП и ЭСК решением членов общего собрания переизбраны Первый заместитель председателя правления Фатеева Елена Игоревна и Заместитель председателя правления по юридическим вопросам Гайфутдинов Рустам Рифатович.
По итогам заседания Общего собрания избран новый состав Наблюдательного совета:
- Абрамов Иван Олегович;
- Андронов Михаил Сергеевич;
- Аржанов Дмитрий Александрович;
- Колесников Владислав Анатольевич;
- Лозовский Иван Владимирович;
- Майнакский Эльдар Маратович;
- Максимов Андрей Геннадьевич;
- Маркина Лариса Борисовна;
- Орлов Дмитрий Станиславович;
- Ромашев Максим Павлович;
- Чернявская Юлия Борисовна;
- Щуров Борис Владимирович;
Членами Ревизионной комиссии Ассоциации избраны:
- 1. Шишкин Андрей Иванович, Начальник контрольно-ревизионного отдела ПАО ГК «ТНС Энерго»
- 2. Жернова Ольга Ивановна, Начальник контрольно-ревизионного отдела ПАО ГК «ТНС энерго».
В новой редакции устава Ассоциации к компетенции Общего собрания ее членов отнесено:
- принятие решений о создании (учреждении) юридических лиц различных организационно-правовых форм в соответствии с законодательством РФ;
- принятие решений об участии Ассоциации, изменении доли участия (количества акций) и прекращения участия Ассоциации в других организациях, в том числе в ассоциациях, союзах и объединениях;
- принятие решения о создании филиалов и открытии представительств Ассоциации.
Сайт Ассоциации ГП и ЭСК
Федеральная антимонопольная служба России предлагает ограничить рост совокупного платежа граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2017 года уровнем 5,5%, сообщил заместитель главы ведомства Виталий Королев в ходе Российского международного энергетического форума.
"В прошлом году, например, у нас утвержден соцэкономпрогнозом (прогнозом социально-экономического развития России— ред.) 4% индекс платы граждан… Какой будет индекс (роста совокупного платежа граждан за коммунальные услуги — ред.) на будущий год, мы пока не знаем. Мы со своей стороны предложили более высокий индекс — 5,5% в прогноз", — сообщил Королев.
Он уточнил, что это предложение касается периода тарифного регулирования с 1 июля 2017 года по конец июня 2018 года.
Совокупный платеж за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Закон, ограничивающий индекс роста платы населения за коммунальные услуги в каждом субъекте России, был принят по инициативе Минстроя в 2013 году. В 2016 году совокупного платежа ограничен 4%. Этот порог может быть повышен только по решению местного парламента в случае появления новой услуги, например, газификации населенного пункта, или значительного привлечения средств в модернизацию систем ЖКХ.
РИА Новости
ФАС России разработала проект постановления об изменениях в определение сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков (ГП) с использованием метода "эталонного сбыта".
Соответствующий документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Проект вводит эталоны затрат гарантирующего поставщика, эталонную выручку и расчетную предпринимательскую прибыль. Ранее предпринимательская прибыль была лишь у компаний в секторе водоснабжения и тепла. "Мы полагаем, что и здесь необходимо вводить предпринимательскую прибыль. Вопрос - в каком объеме, это будет определено уже в соответствующей методике, еще там будет ряд обсуждений проходить", - сообщил на "круглом столе" по перспективам энергосбытового бизнеса во вторник замглавы ФАС Виталий Королев. По его словам, есть позиция, что "ресурсники" разные, тепло и водоснабжение оперирует определенным объемом денежных потоков, в то время как предпринимательская прибыль гарантирующего поставщика сильно отличается от них по своему объему.
Модель "эталонного сбыта" предусматривает, что НВВ гарантирующего поставщика будет зависеть от качества обслуживания. Проект постановления предлагает установить три уровня качества: базовый, повышенный и высокий. "Базовый уровень задается эталонами затрат гарантирующего поставщика, остальные - путем установления повышающих коэффициентов к постоянным компонентам эталонов затрат гарантирующего поставщика", - отмечается в пояснительной записке.
Как следует из пояснительной записки к документу, переход на модель регулирования методом сравнения аналогов ("эталонный сбыт") будет одномоментным, если расходы ГП, определяемые методом экономически обоснованных затрат, отличаются от эталонной выручки гарантирующего поставщика не более чем на 5%. В остальных случаях будет определен переходный период на три года (2017-2019 гг.), в течение которых доля эталонной выручки сбыта в необходимой валовой выручке (НВВ) будет постепенно увеличиваться.
"В целом история, связанная с эталонизацией, нам видится перспективной", - отметил В.Королев. По его словам, ФАС провела анализ затрат на обслуживание одной условной единицы электросетевого оборудования по различным компаниям отрасли. "Затраты по компаниям отличаются до 12 раз, то есть компании, которые получают в год 132 тыс. руб. на обслуживание, есть, которые получают 16 тыс. руб.", - пояснил замглавы ФАС. "Это в чистом виде вопросы, связанные с тарифным регулированием в предшествующие годы, как субъекты Федерации субсидировали, как они сдерживали или не сдерживали рост тарифов", - сказал В.Королев, отметив, что около 50% остальных затрат "укладываются" между этими полярными значениями. "Похоже, это и могло бы быть неким тарифным ориентиром", - заключил он.
Согласно материалам, опубликованным на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, проект планируется принять в июне 2017 года.
Правительство рассматривает возможность сокращения сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков при помощи "эталонных затрат" на энергосбытовую деятельность с 2013 года. Под "эталонным сбытом" подразумевался оптимизированный вариант затрат на выполнение тех или иных операций, которые формируют в целом картину по расходам сбытовой компании.
ИНТЕРФАКС
Состоялось Всероссийское совещание, посвященное итогам прохождения субъектами электроэнергетики осенне-зимнего периода 2015/2016 годов. В совещании приняли участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович, Министр энергетики РФ Александр Новак, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Российской Федерации по энергетике Сергей Есяков, руководитель Ростехнадзора Алексей Алёшин, главы генерирующих компаний и инфраструктурных организаций в электроэнергетической отрасли.
Открывая совещание, Аркадий Дворкович отметил успехи в снижении сроков устранения последствий аварий на объектах энергетики и первые позитивные итоги принятия закона о платежной дисциплине.
«Закон о платежной дисциплине позволил улучшить динамику платежей в ряде регионов страны. При новых санкциях не платить становится невыгодно. Эту работу необходимо продолжать», - заявил заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
Аркадий Дворкович также отметил важность законопроекта по ужесточению критериев территориальных сетевых организаций, который в настоящее время разрабатывает Минэнерго.
"Перед Минэнерго и отраслью стоит задача по обеспечению надежного энергоснабжения объектов магистрального газопровода Сила Сибири, чемпионата мира по футболу 2018 г., а также по развитию энергоинфраструктуры в Дальневосточном и Крымском Федеральных округах", - подчеркнул Аркадий Дворкович.
Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак в своем выступлении отметил, что отопительный сезон в настоящее время завершен только в 23 регионах России, тем не менее, его основные итоги можно подвести уже сейчас.
«Мы фиксируем в целом в ЕЭС России снижение аварийности на 6,8% в электрических сетях 110 кВ и выше и на электростанциях более 25 МВт», - сказал Александр Новак.
По словам Александра Новака, снижению показателей аварийности способствовали как благоприятные погодные условия (температура в среднем по России оказалась выше климатической нормы на 1,7 градуса, снизилась интенсивность шквалистых ветров), так и успешность технических мероприятий, в частности повышение объемов применения установок для плавки гололеда на ЛЭП.
«Надежное прохождение ОЗП – экзамен для отрасли по целому ряду критериев – успешности проведения ремонтных работ, умению персонала работать в сложных погодных условиях, эффективности действующей нормативно-правовой базы», - подчеркнул Министр энергетики.
Александр Новак поручил федеральному штабу по обеспечению безопасности энергоснабжения усилить работу по соблюдению графиков мероприятий, направленных на обеспечение надежности работы региональных энергосистем, и проработать вопрос использования части средств, направленных на строительство новых объектов электроэнергетики, на модернизацию существующей инфраструктуры.
Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Андрей Черезов в своем выступлении отметил недопустимость повышения среднего возраста используемого энергетического оборудования и подчеркнул, что инвестиционные и ремонтные программы энергетических компаний должны выполняться своевременно и в полном объеме.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы Российской Федерации по энергетике Сергей Есяков отметил успешное взаимодействие с Минэнерго по развитию нормативно-правовой базы в электроэнергетике.
«В прошлом году мы приняли сложный закон об укреплении платежной дисциплины. Хотелось бы, чтобы эти санкции были действенными и потребители, которые цинично не платили, были наказаны. Сейчас перед нами стоит новая задача по принятию законопроекта о модели рынка тепла», - отметил Сергей Есяков.
Руководитель Ростехнадзора Алексей Алёшин, говоря о ситуации в теплоэнергетике, отметил негативную тенденцию увеличения числа существенных технологических нарушений, связанных с отключением потребителей̆, повреждением оборудования и размораживанием систем теплопотребления.
Председатель Правления ОАО СО ЕЭС Борис Аюев выделил тенденцию наступления максимумов потребления мощности при меньшей температуре, чем ранее. По его словам, ряд региональных энергосистем, несмотря на более теплую погоду, превысили собственные исторические максимумы потребления мощности и эта тенденция продолжится в будущем.
Генеральный директор ПАО «Россети» Олег Бударгин отметил, что для электросетевой отрасли теплая зима с постоянными переходами температуры через нулевую отметку стала серьезным вызовом, тем не менее, холдингу удалось снизить показатели аварийности в электросетях.
Председатель Правления НП «Совет рынка» Максим Быстров призвал ускорить процесс принятия изменений нормативно-правовой̆ базы, направленных на устранение несостыковок при установлении ответственности за неплатежи в сферах электроэнергетики и ЖКХ.
Предложения всех руководителей энергетических компаний и инфраструктурных организаций, выступивших на совещании, будут внесены в итоговой протокол и рассмотрены Минэнерго России.
сайт Минэнерго
Производство электроэнергии в РФ в январе-марте 2016 года составило 295 млрд. кВтч, что на 1,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщается в материалах Росстата.
АЭС за этот период сократили производство на 3,9%, до 52,1 млрд. кВтч, тепловые станции - на 0,4%, до 201 млрд. кВтч. При этом производство электроэнергии гидроэлектростанциями выросло на 16%, до 41,1 млрд. кВтч.
Производство тепловой энергии за январь-март увеличилось на 1,5% по сравнению с первым кварталом 2015 года, до 482 млн. Гкал. Выработка тепла тепловыми электростанциями составила 216 млн. Гкал (+2,5%), котельными - 238 млн. Гкал (-0,1%), промышленными утилизационными установками - 23,2 млн. Гкал (+9,6%).
ИНТЕРФАКС
Минэнерго предлагает существенно оптимизировать процедуру отключения неплательщиков от электросети, поскольку действующие правила громоздки и неэффективны. Предлагается сделать базовым вариантом полное, а не частичное отключение, как сейчас, а предупреждение об отключении будет выноситься лишь один раз. Сетевые компании идею поддерживают, но потребители считают, что проект даст сетям инструмент давления на потребителей — в том числе по вопросам, не относящимся к платежной дисциплине.
Минэнерго опубликовало на regulation.gov.ru законопроект, существенно упрощающий отключение потребителей от электроэнергии. Сейчас в нормативной базе предусмотрены три последовательных этапа — самостоятельное частичное ограничение энергопотребления, частичное ограничение через сетевую компанию и полное отключение. В проекте предложено сократить процедуру в общем случае до одного этапа — полного отключения. Согласно пояснительной записке, действующий порядок "приводит к фактической невозможности введения ограничения потребления", а в тех случаях, когда это все-таки возможно, процедура "содержит большое количество формальных действий и растянута во времени", что делает механизм в целом неэффективным.
В новой редакции, как и прежде, исключение делается для "неотключаемых" потребителей — то есть тех, чье отключение приведет к экономическим, экологическим и социальным последствиям (такой перечень ежегодно должен утверждать глава региона). Для "неотключаемых" предусмотрено частичное ограничение до уровня технологической, а потом аварийной брони, остальным грозит полное отключение. Отключать предлагается по-прежнему за технологические нарушения, при угрозе аварий, за хищение электроэнергии и долги.
Новая процедура отключения четко прописана для неплательщиков, задолжавших сетям за передачу энергии более чем за один платежный период, но для тех, кто задолжал собственно за потребленное электричество, а не за передачу, ограничение энергопотребления предусмотрено, но порядок в этом документе не разъяснен. Если же к неплательщику по цепочке подключены добросовестные потребители, для них поставку энергии сохраняют. Сокращены также сроки ограничения до уровня брони, а предупреждать об угрозе отключения будут только один раз. Индивидуальных предпринимателей также будут теперь отключать в общем порядке, но для коммунальных потребителей сохранится особая процедура. За отключение и последующее включение вводится плата — от 1 тыс. до 10 тыс. руб.
В "Россетях" поддерживают проект и рассчитывают, что это повысит платежную дисциплину потребителей электроэнергии и услуг по ее передаче (то есть гарантирующих поставщиков и энергосбытов). Как подчеркнули в холдинге, за первые три месяца года долг за передачу электроэнергии вырос на 8,5 млрд руб., до 144 млрд руб. В "Россетях" отмечают, что упрощение отключения позволит не отвлекать персонал на длительные многоэтапные процедуры и сократить издержки. Проект объемный и, конечно, требует более внимательного изучения, говорят в ассоциации "Сообщество потребителей энергии". Но там опасаются, что "упрощение процедуры и расширительное толкование оснований для ограничений вооружает поставщиков и сетевые монополии инструментом для давления на потребителей", а такое давление может быть вызвано и разногласиями, не связанными с платежами и угрозами аварий.
Глава правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая в целом положительно оценила предложенные изменения, в частности, переход к одноуровневому отключению потребителей. Среди важных изменений, по ее оценке, введение четкого списка "неотключаемых", обязательного для потребителя самоограничения, а также однократного уведомления об отключении по СМС.
Коммерсант